Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое задание 4. Выделите способы устойчивого поддержания внимания на уроке.




Практическое задание 4. Выделите способы устойчивого поддержания внимания на уроке.

Усиление впечатления прямым путем — возвышая голос, подчеркивая слова, окрашивая рассказ яркими красками; и не прямо — устраняя причины, мешающие сосредоточению внимания учащихся на задании (обеспечение тишины в классе, отсутствие предметов, отвлекающих внимание).

Прямое требование внимания путем частого обращения к учащимся, используя для младших школьников команды к тем или иным действиям (раскрыть книгу, вынуть тетради и т. д. ). После задавания вопроса полезно перед называнием фамилии ученика выдержать паузу, чем обеспечивается внимание сразу всего класса. Активизации внимания способствует и поднимание учащимися рук, если они хотят ответить на заданный вопрос. При чтении вслух одного школьника другие должны следить за текстом по своему учебнику. Следует также требовать от учащихся повторения того, что сказал учитель.

Занимательность преподавания. Самый незанимательный по содержанию урок можно сделать занимательным внешними средствами: игра на внимание, соревнование в запоминании, новые интересные примеры, иллюстрирующие учебный материал, и т. д.

Современными исследованиями показано, что устойчивость преднамеренного внимания педагог может повысить следующими способами:

В течение всего урока необходимо поддержание дисциплины, быстрое выявление зачинщиков ее нарушения.

Постановка задач урока при соблюдении следующих требований:

необходима четкая постановка целей и задач урока с разбиванием поурочных заданий на этапы, внутренне самостоятельные части (в связи с тем, что учащиеся не могут долго удерживать внимание на одном задании);

нужно проверять, понята ли поставленная задача.

Пояснение заданий с учетом следующих рекомендаций:

нужно показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного задания к другому был как бы продолжением одного и того же процесса; если в цепи взаимосвязанных умозаключений выпадает какое-то звено и сознание учащегося упирается как бы в тупик, то его внимание ослабевает и переключается на другие объекты;

недостаточно простого объяснения, нужно размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавать учащимся вопросы, втягивать их в процесс мышления; это не позволит дремать мысли учащихся, поддержит их внимание на оптимальном уровне, создаст у них готовность ответить на вопросы учителя;

необходима бодрость самого педагога, выраженная в его голосе; нельзя затягивать объяснения, превращать их в длинные монологи, пояснять многократно то, что ученики уже хорошо поняли или уже хорошо знают из предыдущих занятий.

При выполнении учащимися учебного задания хороший эффект в удержании внимания дают следующие меры:

выбор оптимального темпа работы; слишком низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, а слишком высокий, с одной стороны, не дает времени на сосредоточение, а с другой — быстро вызывает утомление, которое тоже приводит к снижению интенсивности внимания;

планирование оптимального объема работы на урок; при очень большом объеме внимание становится неустойчивым вследствие однообразия, монотонности или же вследствие утомления, а при малом объеме возникает неполная загрузка учащихся, появляются паузы, учащиеся начинают отвлекаться;

разнообразие работы с введением соревновательных элементов, игр, особенно в младших классах; однако при этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточению внимания;

стимулирование внимания учеников в отдельные моменты урока подчеркиванием важности выполняемого задания;

постепенное раскрытие в учебном материале все новых и новых нюансов, что будет создавать у учащихся эффект новизны и оживлять их внимание.

устранение причин отрицательного отношения учащегося к проходимому материалу, возникшего, например, из-за боязни не справиться с заданием. Боязнь суживает внимание, мешает находить различные варианты решения задачи.

Большое значение имеет организованность места занятий во избежание потери времени.

Практическое задание 5. Разъясните родителям особенности развития мышления ребёнка в онтогенезе.

Младенческий возраст. Так, к концу первого года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”. Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок.

Раннее детство. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. Мышление первоначально

проявляется в самом процессе практической деятельности. И лишь затем, на последних этапах этого возрастного развития в деятельности ребенка прослеживается активное вмешательство мышления, организующего целенаправленные действия. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому, как считают психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций.

Дошкольный возраст. Основная линия развития мышления в этом возрасте - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей.

Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

Младший школьный возраст. Мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическомумышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может.

Отрочество. Отношение реального и возможного, отношение между “есть” и “может быть становится доступными детям после 11-12 лет. Подросток начинает анализ вставшей перед ним задачи с попытки выяснить возможные отношения, применимые к имеющимся в его распоряжении данным, а потом пытается путем сочетания эксперимента и логического анализа установить, какие из возможных отношений здесь реально имеются.

Практическое задание 6. Проанализируйте развитие речи ребёнка в онтогенезе. Уровни речевого развития (развитие речи у ребенка)

уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т. е. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено.

уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке.

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...