Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

.3. Основные идеи педагогики сотрудничества




. 3. Основные идеи педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества ориентирована на

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Основные идеи педагогики сотрудничества заключаются в следующих положениях:

Идея трудной цели. Надо ставить перед студентами достаточно сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема будет хорошо ими усвоена.

Идея опоры. Представляет собой некоторый набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной опорной схемы, сильно облегчающей понимание учебного материала и его запоминание, исключающей возможность и необходимость зубрежки.

Идея свободного выбора состоит в выдаче большого количества заданий с тем, чтобы студенты самостоятельно выбирали для выполнения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора представляет собой самый простой путь эффективного развития творческой мысли.

Идея крупных блоков. Учебный материал дисциплины или отдельной ее темы сводится в крупные блоки, в результате можно увеличить объем изучаемого материала, установить логические связи между блоками и общую структуру дисциплины, выделить главную мысль и определяющие тенденции.

Идея диалогических размышлений. Процесс изучения материала дается в форме диалога преподавателя со студентами. При этом преподаватель демонстрирует доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности студентов. Плчеркивается сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем и задач, что способствует развитию умственных способностей.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно- воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Практическое задание 1. Проанализируйте особенности восприятия цвета и его влияние на деятельность человека.

Общепризнанным является факт, что восприятие цвета сопровождается сильнейшим эмоциональным воздействием. Эта проблема подробно изучалась живописцами. В. В. Кандинский отмечал, что цвет двояко влияет на человека. Сначала индивид испытывает физическое воздействие, когда глаз либо очарован цветом, либо раздражен им. Это впечатление мимолетно, если речь идет о привычных предметах. Однако в необычном контексте (картине художника, например) цвет может вызвать сильнейшее эмоциональное переживание. В этом случае можно говорить о втором виде влияния цвета на индивида.

Восприятие цвета - сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятия.

Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона - красные, оранжевые, желтые - действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона - синие, голубые, зеленые - напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при ее формировании в целом.

Физиологическое восприятие цветов:

Красный - согревает, стимулирует мозг и печень, повышает кровенное давление, учащает пульс, повышает тонус и гемоглобин, стимулирует сексуальность и сексуальную активность. Эффективен при анемии, меланхолии, вялости органов пищеварения. В большом количестве подавляет деятельность кровеносной системы.

Оранжевый - ускоряет пульс крови, заряжает энергией, бодростью, укрепляет органы дыхания, стимулирует нервную и репродуктивную системы, согревает, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительного тракта, помогает при рахите. С ним нужном быть осторожней (в большом количестве раздражает нервную систему).

Желтый - укрепляет нервную систему, активизирует выделение желудочного сока, оказывает очищающее действие на органы пищеварения, а так же печень и кожу. Стимулирует умственную активность, укрепляет память. Помогает от апатии и депрессии. Беспокойным и нервным людям нужно быть осторожными с этим цветом.

Зелёный - болеутоляющий, гипнотический, понижает давление, полезен для сердца и глаз, укрепляет мышцы, помогает при бессоннице и мигрени, снимает раздражительность, благоприятен для концентрации внимания. Считается самым нейтральным и лечебным цветом.

Голубой - антисептик, вызывает замедление пульса, понижает давление, подавляет воспалительные процессы, понижает боль, оказывает жаропонижающее действие, помогает при усталости и боли. В злоупотреблении этого цвета появляется усталость.

Синий - успокаивает пульс, понижает давление, замедляет дыхание, оказывает обезболивающее действие, эффективен при воспалении лёгких, астме, кожных заболеваниях, ожогах, повышает внимание, помогает сосредоточится.

Серый - вызывает подавленность, угнетает, но не раздражает. Противопоказан при депрессии и мелохолии.

Белый - даёт силу, энергию, гасит раздражение, успокаивает, очищает организм от шлаков, восстанавливает мозговые клетки.

Чёрный - помогает сосредоточиться, понижает давление, положительно влияет при ознобе, притягивает негативное воздействие. Противопоказан при депрессии.

Розовый - омолаживает, стимулирует, успокаивает.

Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека. Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...