Аксиологическая
от греч. aхia – ценность, достоинство + …логия – учение о ценностях
Положительная или отрицательная оценка значимости объектов окружающего мира
Роль языка в формировании мировоззрения, системы ценностей, веры человека
Реализации аксиологической функции языка: сознательная оценка значимости полученной человеком информации, её иерархизация
Когнитивная
(Познавательная) от лат. cognitio – знание, познание
Познание объектов окружающего мира
Роль языка в формировании мышления и сознания как отдельного индивида, так и всего общества в целом
Реализация познавательной функции языка: процесс рече-мыслительного освоения новой информации.
Способы реализации: описание, повествование, рассуждение, констатация
Коммуникативная
от лат. communicatio – делаю общим, связываюсь, общаюсь
Сообщение, общение, передача информации как специфическая форма взаимодействия людей
Роль языка как средства общения, обмена информации
Реализация коммуникативной функции языка.
Способы реализации: диалог, монолог, полилог
Аккумулятивнаяот лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление
Соединение, систематизация и сохранение смысловой информации
Роль языка в накоплении и сохранении информации
Реализация аккумулятивной функции языка: субъективный процесс накопления и сохранения закодированной средствами национального языка информации
Эмоциональная(Эмотивная)
от фр. еmotion – потрясаю, волную
Отражение и выражение чувственно-эмоциональ-ной стороны человеческой деятельности
Роль языка в выражении чувств и эмоций
Реализация эмоциональной функции языка: перекодировка («перевод») эмоционально-сенсорной информации в рече-мыслительную и наоборот
Волюнтативная
от лат. vjluntas – воля
Результативное воздействие, влияние на любую систему окружающего мира
Роль языка в воздействии на любую систему окружающего мира
Реализация волюнтативной функции языка, речевое воздействие, приводящее к материальному результату
► Изучив таблицу 7, определите в системе функций языка и речи основную и «обслуживающие» функции. Обоснуйте свой выбор.
1. 5. Свойства языка и речи
Самое краткое определение речи звучит так: «Речь – это язык в действии». Это означает, что речь и язык – явления взаимосвязанные, но отнюдь не тождественные. Хотя следует заметить, что в обиходно-бытовом (и не только) общении эти слова нередко употребляются как синонимичные. Так, например, мы, характеризуя человека с неразвитой, невыразительной, неграмотной речью, можем сказать: «У него плохой язык». Но с научной точки зрения между языком и речью с уществуют принципиальные различия. Эти различия в закреплены терминами свойства языка и свойства речи.
Сопоставление качественных характеристик (свойств) языка и речи представлено в табл. 8.
Таблица 8
Свойства языка и речи
Основныехарактеристики языка
Содержаниехарактеристик
Основныехарактеристики речи
Содержаниехарактеристик
Потенциальный
Скрытое, без внешних проявлений существование и при этом способность материализовываться в речипри определённых условиях
Актуальная
Важность и/или необходимость в данной коммуникативной ситуации
Инвариантный
Независимость от внешних условий и преобразований, а также от выражаемого им содержания
Вариативная
Множественность речевых возможностей для выражения одного и того же содержания, обусловленная как потенциалом языковой системы, так и индивидуальными особенностями субъекта речи
Объективный
Существование независимо от сознания, желания, воли людей
Субъективная
1) Наличие субъекта речи (автора).
2)Возможная предвзятость, пристрастность в отношении как к содержанию, так и к адресату речи
предложение
слово
морфема
фонема
Изначальное несуществование в реальности и возможность материального проявления в речи при определённых условиях
Линейная
Последовательное «горизонтальное» сцепление единиц языка во времени и пространстве
Абстрактный
1)Умозрительность, материальная непроявленность.
2) Содержательно-ситуатив-ная отвлеченность
Материальная
Акустическая или визуальная проявленность
Конкретная
Предметность, вещественность, реальное существование
Окончание табл. 8
Не зависим
от ситуации
Постоянство, неизменность языка (его «одинаковость») в любой коммуникативной ситуации
Ситуативно
обусловлена
Её содержание и форма определяется структурой коммуникативной ситуации: взаимодействующими субъектами, условиямивзаимодействия и
т. д.
Внимательное, рефлексивное изучение свойств языка и речи, их функций позволит аргументированно ответить на поставленные в начале лекции вопросы: как возник язык? для чего даны язык и речь? как мы должны относиться к родному языку? что в нем необходимо в первую очередь познавать?
► Сопоставив качества языка и речи, определите, на чем базируются их принципиальные отличия.
► В связи с этим подберите глаголы, называющие действия человека, направленные на язык, а затем его действия, направленные на язык