Фонема – фонетический уровень
Уровневое (горизонтальное) объединение знаков языка выявляет его структуру. Системный характер языка заключается в том, что внутри него существует иерархия включения, то есть смысловая связанность и обусловленность единиц языка: большая единица включает в себя меньшую, и смысл (содержание, цель и пр. ) большей единицы предопределяет выбор той или иной меньшей единицы языка. Например, изменение звука в словах дух и душа повлекло засобой изменение значения слова. Что «заставило» предпочесть один звук другому? Смысл (цель) корня. Точно так же смысл вышестоящей единицы, слова, заставляет сделать выбор морфемы: плотный – плотский. Таким образом, мы можем говорить о вертикальной связи единиц (знаков) языка представленной в рис. 1. Предложение – грамматический уровень Слово – лексический уровень Морфема – словообразовательный уровень Фонема – фонетический уровень
Рис. 1. Структурная связь единиц языка Взаимосвязанность языковых элементов можно проиллюстрировать, сопоставив с лингвистической точки зрения два предложения: Отсюда видно море и Отсюда видно море. Информативное содержание этих предложений почти тождественно, а лингвистическое различие очевидно лишь на фонетическом уровне: слова-омографы видно и видно различаются ударными слогами. Однако дальнейший анализ (на уровне школьного разбора по составу слова, по частям речи и по членам предложения) приводит нас к результату, представленному в таблице 2.
Таблица 2 Системная связь единиц языка
Таким образом, данный пример демонстрирует действие своеобразного «принципа домино», согласно которому, разница на фонетическом уровне влечёт за собой различия на словообразовательном, а затем и на грамматическом уровнях. Язык – это совокупность естественных знаков, которые существенно отличаются от искусственных (созданных человеком, неприродных) знаковых систем, таких, например, как знаки дорожной безопасности, знаки воинского отличия и т. п. Толковые словари дают следующие значения слова естественный:
Естественный (от глагола есть)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|