Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности




2. 3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности

Охарактеризуем подробнее основные структурные компоненты речевой деятельности.

Используемые в речевой деятельности средства можно разделить на 4 группы:

· вербальные средства устного и письменного речевого взаимодействия;

· вербальное средство устного взаимодействия;

· невербальные средства устного взаимодействия;

· невербальные средства письменного взаимодействия.

Ниже приводится характеристика каждой из этих групп.

   1. Вербальные средства устного и письменного речевого взаимодействия представлены в таблице 9.                                                                                                               

                                                                                                                                         Таблица 9

Вербальные средства речевого взаимодействия   

Средство (система) Функция  системы Элементы  системы Функции элементов

Слово

 

Называние явления (предмета, действия,

признака и т. д.

Корень   Обозначает неизменный смысл, суть
Приставка Обозначает направление движения
Суффикс Обозначает состояние или форму системы
Окончание Обеспечивает связи слов в предложении

Предложение

(высказывание)

 

Описание

ситуации

Подлежащее Называет систему (системы)
Сказуемое Констатирует отношения, действия, состояние
Обстоятельство Называет «координаты» ситуации
Определение Констатирует свойства системы, систем
Дополнение Называет систему, с которой подлежащее взаимодействует

 

Обратим внимание на то, что речедеятельностный подход подразумевает системно-функциональное рассмотрение каждого структурного компонента и позволяет, так сказать, «видеть великое в малом». Например, структура слова отражает единство и многообразие окружающего нас мира.

Так, объединяющим началом служит корень слова, подтверждением чему является и слова, однокоренные слову речь (см. лекцию 1). Или, скажем, слова с корнем род- (варианты рож-, раж-, рожд-, раз- ): род ить, род овой, род ословная, при род а, род ильня, за род ыш, род итель, род ной, род ственник, род имый, род инка, род имчик, род ина, род ины (пора род ов), род ство, род ник, род ниться, род неть, род омысл, у род, ю род ивый, у рож ай, рожд енье рожд ество, рож а, рож анец (четки), рожд еница, рожд аница (рок, судьба), рожь, раж ивать, раж ий (крепкий, здоровый), раж ество (храбрость), об раж ать, об раз, вооб раз ить, за раз ить, вы раз ить, по раз ить и т. д.

Суффиксы же, как можно заметить, «отвечают» за многообразие и разнообразие реализации единой сути – корня (в нашем случае – за разноситуативное проявление единого смысла род). Кстати, существует удивительное утверждение: корней в русском языке – мало, а суффиксов – много. Дело в том, что каждая часть речи обладает определённым набором («ассортиментом») суффиксов, а лидерство в номинации «Обладатель самого большого количества суффиксов» делят имя существительное и имя прилагательное. Именно суффиксами различаются, например, следующие однокоренные слова:

душ онк а – душ ечк а – душ ок – душ к а – душ иц а – душ еньк а;

дух ов ой – дух овн ый – душ н ый – душ ист ый – душ евн ый.

А приставки «отвечают» за направление, интенсивность движения, действия, признака, а поэтому они одинаковы  у всех частей речи (см. рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5. Приставка– морфема, отображающая направление движения в пространстве

Удивительно, но при помощи приставки можно описать все возможные направления перемещения в мире, материальном и идеальном. При этом однонаправленные приставки можно объединить в группы, в которые войдут приставки разной силы, устремленности, полноты достижения результата. Так, например, приставки по-, за- объединены значением «начало движения вперед, за некие пределы»; под-, воз-, вз- – «движение снизу вверх» (см. табл. 10), причем при сравнении глаголов подняться, воспарить, взлететь становится очевидным, что именно благодаря приставке вз- последний глагол обозначает более стремительное, интенсивное действие.  


Таблица 10

Значения глагольных приставок

Направление движения Графическое изображение движения Приставки[6] Примеры  
  Начало движения вперед, за пределы       по- за-     Полететь Заплыть  
  Движение снизу вверх   под- воз- (вос-) вз- (взо-, вс-, ) Подниматься Вознестись Воспарить Взбурлить Взойти  
  Движение сверху вниз     С- Низ- (низо-, нис-) Спуститься Низвергнуть Низойти Ниспослать  
Доведение действия до предела; прибавление к прежнему При- До- Привнести Приумножить Докупить  
  Движение внутрь   в- (во-) Вбежать Вдуматься Водворить  
Движение изнутри из- (изо-, ис-) вы- Излучать Выскочить Вывинтить  
Движение от чего-либо в сторону  от- (ото-)  у- Отцепиться Оторвать Удалить  
Движение с разных сторон к одной точке с- (со-) Скрепить Слиться Соединить  
Действие на верхний предел, преувеличение   над- (надо-) На- Пере- Надстроить Набросить Перехвалить  
Круговое движение, распространяющееся на всю поверхность   О- Об- (обо-) Огородить Охватить Обхватить
Движение сквозь что-нибудь   Про- Протолкнуть Просолиться Продумать  
Разделение на части   Раз- (разо-, рас-, роз-) Раздумывать Разрубить Раскидать Разобрать  

Окончание табл. 10

Движение через что-нибудь, через препятствие Пере- (пре-) Перескочить Пережить Преодолеть Прервать  
  Отсутствие действия или противоположность действия     Недо- Без- (бес-) Обез- (обез-) Де- Дис- Дез- Недосчитаться Безмолствовать Бесчестить Обезлюдеть Обеспамятеть Декодировать Дисквалифицировать Дезинформировать  
Предварительность действия     Пред- Предопределить Предположить Предсказать Предусмотреть  
Повторность действия   Ре- Реконструировать Реэвакуироваться  

 

Структура же следующего средстваречевой деятельности – предложения – проста, мудра, универсальна, объективна. И удивительна. Прежде всего потому, что позволяет всего лишь пятью компонентами, известными всем ещё со школы (см. рис. 6), отразить любое событие, ситуацию. Так, субъект (подлежащее) взаимодействует (сказуемое) с некоей системой окружающего мира – человеком, предметом, животным и пр. (дополнение) или воздействует на него; и субъект, и объект обладают определенными качествами (определение). Причём качества могут быть одинаковыми, но вот степень их выраженности – разной. Мы можем точно охарактеризовать и саму ситуацию: когда, с какой целью, где и т. п. она осуществлялась (обстоятельство).

 2. Вербальное средство устного взаимодействия

Интонация – явление понятное, но не совсем; изученное, но не полностью, как не совсем познан и изучен сам человек, обладающий своей неповторимой интонацией, всегда узнаваемой. В устной речи она выполняет ряд важных функций:

• различает коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и др.;

• оформляет текст в единое целое и в то же время расчленяет его на части: слова, фразы и др.;

• придаёт особую окрашенность текстам разных функциональных стилей;

• является фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя и т. д.

Интонация сродни темпераменту человека: темперамент – изначальная постоянная характеристика человека, и интонация – проявление природного «Я». Именно поэтому мы точно слышим фальшивую интонацию, неискренность. Интересно, что основную информацию при общении с близкими людьми, в ситуации неформального общения, мы «считываем» именно с интонации (так ответили 100% респондентов одного из проведенных нами исследований).

Интонация складывается из множества факторов, многие из которых могут быть зафиксированы и измерены при помощи определенных приборов (см. табл. 11).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...