Д = Ц – Ср – Сп – Р – R. Рис. 3. Механизм развития человека. 2.2. Структура речевой деятельности. Характеристика компонентов речевой деятельности
Д = Ц – Ср – Сп – Р – R Рассмотрим в качестве примера привычный многим вид деятельности и каждый её структурный компонент. Предположим, что наша цель – сварить суп. Средства для реализации этой цели – овощи, вода, кастрюля, соль и пр. и (как это ни покажется странным) сам человек, осуществляющий деятельность; действия – указанные выше инвариантные способности, способы. Рефлексия (сознание) руководит осуществляемой деятельностью, отвечает за самонаблюдение. Скажем, в результате суп получился невкусный. Мгновенно рефлексия заставляет нас оценить каждый компонент проделанной деятельности. Варианты вердикта: а) цель была определена неверно (я не умею варить суп, или я не хотела варить суп, или мне некогда было варить суп); б) подвели средства (не было приправ, плохая капуста, честный человек подумает: «Я плохое средство – не умею варить суп» (правда, это уже ориентирует рефлексию на оценку способностей); в) неверно произведены действия (суп переварен, продукты положены не в той последовательности и пр. ). В том случае, если результат нас устраивает (суп получился вкусный), рефлексия точно так же будет оценивать каждый компонент деятельности, но уже с положительной позиции, пополняя наш позитивный опыт, багаж знаний. Единство внутреннего (П – С – С) и внешнего (Д = Ц – Ср – Сп – Р – R) механизма развития человека представлено на рис. 3.
Рис. 3. Механизм развития человека В течение всей своей жизни каждый человек находится в непрерывном взаимодействии с другими системами окружающего мира. Собственно говоря, деятельность, взаимодействие есть не что иное, как основная форма жизнедеятельности человека, целью и результатом которой является познание окружающего мира, самоидентификация, самопознание, установление отношений с окружающими системами и (самое главное! ) непрерывное развитие сознания. ► Разложите по структуре деятельности любое событие в соответствии с целью, например, написание реферата, разговор с родителями и т. п.
2. 2. Структура речевой деятельности Напомним ещё раз: структура деятельности инвариантна для всех видов деятельности. Следовательно, и речевая деятельность имеет ту же структуру: Цель – Средства – Способы – Результат – Рефлексия (рис. 4). Являясь неотъемлемой частью всей жизнедеятельности человека, речевая деятельность имеет огромное значение для личности, ее интеллектуально-нравственного, духовного роста. Рефлексия
Цель < —> Средства < —> Способы < —> Результат Рис. 4. Структура мыследеятельности – речевой деятельности Мышление, рефлексия отвечают и за точный (сообразный ситуации) выбор структурных компонентов деятельности, за оценку их качества, за результативность. Мыследеятельность (речевая деятельность) является средством познания окружающего мира и взаимодействия с ним. Компоненты речевой деятельности представлены в табл. 8.
Таблица 8 Характеристика компонентов речевой деятельности
Целью речевой деятельности, как это видно из таблицы 8, является процесс осознанного конструирования, создания текста по средств ом слов и предложений. Если способностислушание, говорение, чтение, письмо развиваются на рефлексивной основе, то они приобретают новое, сознательно неформальное значение. При осознанном и осмысленном применении всех компонентов речевой деятельности закономерен результат - развитие сознания – «интеллектуальной духовности» (К. Я. Вазина). Речевая деятельность является объективно-субъективной способностью человека. Объективность ее объясняется одинаковой для всехлюдей идеально-материальной заданностью. Так, у каждого есть речевой аппарат, органы чувств. Любой человек рождается со способностью «переводить» окружающий мир в образ-слово. Всем нам даны коммуникативные способности: слушать, говорить, читать, писать. И, наконец, каждый осуществляет деятельность, представляющую собой единство цели, средств, способов, результата и рефлексии. Субъективность, уникальность речевой деятельности обусловлена степенью развития сознания конкретного человека и его чувствительности. Неповторимы и характерное для любой личности целеполагание, и подбор языковых средств при создании текста, и интонационно-жестовое оформление речи, и многое другое. Обращаем особое внимание на то, что уровнем развития речевой деятельности задается качество и приоритетность устанавливаемых человеком отношений (в соответствии с личными ценностными ориентациями). То есть, речевая деятельность конкретного человека является и одежкой, по которой встречают, и умом, по которому провожают, оценивают.
► Как вы понимаете смысл последнего предложения? Аргументируйте свою позицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|