Тема 6. Исследование особенностей памяти
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности. 2. Исследование свойств и видов памяти.
Память: основные понятия и положения Основные понятия и положения представлены в разделе 1, теме 10 данного учебного пособия. Для выполнения практического занятия рекомендуем внимательно ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Память» с целью успешного выполнения практической работы по исследованию свойств внимания. Методики исследования свойств и видов памяти Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти Процедура исследования включает четыре одинаковые серии. Испытуемому предъявляется последовательно 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. В каждой серии экспериментатор зачитывает один из 4 наборов цифровых рядов.
Серия 1 Серия 2 Серия 3 Серия 4 1 3 7 2 9 3 2 1 5 2 4 1 7 1 0 6 6 4 8 0 5 5 7 3 4 0 9 6 0 2 3 8 9 9 3 4 7 2 5 3 1 8 3 9 5 1 7 5 2 5 4 0 6 1 8 5 6 0 8 6 0 7 5 9 4 3 8 4 0 1 3 9 0 6 7 8 4 2 3 8 9 5 2 0 1 5 7 0 5 2 1 8 6 3 5 5 9 3 8 2 1 5 3 5 3 4 6 8 2 5 3 8 8 2 7 4 4 5 2 5 1 3 2 6 9 7 8 4 3 8 2 4 9 3 4 5 2 8 5 9 8 3 7 4 6 2 3 7 1 5 8 4 3 1 3 9 3 8 4 4 5 2 8 7 1 6 2 4 8 3 7 5 4 6 9 2 6 7 2 3 8 4 3 2 0 7 1 5 2 4 8 3 6 8 9 7
Элементы ряда предъявляются с интервалом в 1 с. После прочтения каждого ряда через 2 – 3 с по команде «Пишите!» испытуемые в протоколе воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявляются экспериментатором. В каждой серии независимо от результата зачитываются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6 – 7 мин.
Шаг 1. Инструкция Вам будут названы несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по команде «Пишите!» запишите то, что запомнили, в том порядке, в каком читали цифры.
Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов В процессе обработки результатов исследования необходимо установить: * ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»; * наибольшую длину ряда, которая во всех сериях воспроизведена правильно; * количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен во всех сериях; * коэффициент объема памяти, которые вычисляют по формуле
С Пк = А + ¾¾, (4) n
где Пк – обозначение объема кратковременной памяти; А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно; С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А; n – число серий исследования (в данной методике их 4).
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты показателей объема кратковременной памяти. Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 10 баллам, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. Если получен очень низкий уровень выраженности, то исследование данного свойства памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 3 – 4 баллам, обусловлен, как правило, непониманием инструкции. Низкий и средний уровни выраженности объема кратковременной памяти могут быть повышены благодаря систематической тренировке памяти по специальным мнемотехническим программам.
Шаг 3. Отчет по результатам исследования объема Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования объема кратковременной памяти, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 17. Таблица 17 Индивидуальные результаты исследования Объема кратковременной памяти
Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти Процедура исследования сводится к выполнению 10 идентичных заданий. Испытуемый должен выслушать, запомнить, а затем воспроизвести в тетради запомнившиеся слова в любой последовательности. Шаг 1. Инструкция Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 с на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз. Тестовый материал Е задание 2-е задание
Е задание 4-е задание
Е задание 6-е задание
Е задание 8-е задание
Е задание 10-е задание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|