Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 3. Отчет по результатам исследования волевых качеств личности




Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования уровня выраженности волевых качеств, ориентируясь на схему, приведенную в табл. 19.

Таблица 19

Индивидуальные результаты исследования

Волевых качеств личности

Уровень выраженности волевых качеств по параметру выраженности Проявление волевых качеств
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
0 – 19 Низкий      
20 – 30 Средний      
31 – 40 Высокий      

 

Уровень выраженности волевых качеств по параметру генерализованности Проявление волевых качеств
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
0 – 19 Низкий      
20 – 30 Средний      
31 – 40 Высокий      

Вопросы

1. Что такое «воля» и какие волевые качества Вы знаете?

2. Какую роль играет воля в поведении и деятельности человека?

3. Каким образом можно измерить волевые качества?

4. Существуют ли способы развития волевых качеств? Если да, то какие Вы знаете?

Рекомендуемая литература

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

Рувинский Л.И. Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988.

Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.


Тема 9. ИССЛЕДОВАНИЕ

СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению

эмоциональных состояний личности.

2. Исследование ситуативной и личностной

тревожности.

 

План Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние

И как черта личности

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс и его разновидность – фрустрация.

Тревога, или тревожность, – особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.

Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызывающей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душевных и эмоциональных переживаний.

У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности – так называемая, полезная тревожность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, побуждает к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положительное значение.

С другой стороны, ощущение тревоги, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, снижению активности, к появлению неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта.

При рассмотрении тревожности различают личностную тревожность как устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожность как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность – это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом поведенческая диспозиция, побуждающая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через нее. Поэтому, чтобы оценить уровень личностной тревожности человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

 

 

Методика исследования

Ситуативной и личностной тревожности

Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, а на русском языке адаптированная Ю.Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как ситуативное состояние.

Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

 

Шкала ситуативной тревожности

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

 

Протокол исследования

Суждение Ответ
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные Неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство Внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, Напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Шкала личностной тревожности

 

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго не задумываться.

 

Протокол исследования

Суждение Ответ
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое Настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко могу расстроиться        
  Я хотел бы быть таким же Удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил, желание Работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные Трудности        
  Я слишком переживаю из-за Пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя Неудачником        
  Я неуравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...