Методика 2. Исследование аналитичности мышления
Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым.
Шаг 1. Инструкция В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду.
Тестовый бланк
По истечении 7 мин дается команда «Стоп!». Шаг 2. Обработка и анализ результатов В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.
Ключ
Уровень выраженности аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный; если 11 – 13 - высокий, или хороший; если 8 – 10 - средний, или удовлетворительный; если 6 – 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее – очень низкий. Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности. Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам.
Методика 3. Исследование обобщения
Как мыслительной операции Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. Инструкция Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения задания – 3 мин.
Тестовый материал 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). 8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово). 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила). 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). 16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка). 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). 19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Шаг 2. Обработка и анализ результатов Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов - за не совпавший или неполный ответ. Ключ
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей мышления, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 18. Таблица 18 Индивидуальные результаты исследования Особенностей мышления
Окончание табл. 18
Примечание. РМ - рефлексивность мышления; АМ - аналитичность мышления; О - обобщение. Рекомендации по активизации мышления 1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научится управлять следующими ее этапами: · постановка задачи; · создание оптимальной мотивации; · регуляция направленности непроизвольных ассоциаций; · максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления; · использование преимуществ понятийного мышления; · избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности. 2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Например, для развития мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избыточными данными. «В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета». Или, например, для развития таких особенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность используются задачи с частично неверными данными или задачи вероятностного характера. «Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?» 3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов. 4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму: · сообщения очередного хода мышления; · сообщения дополнительных данных; · приведения аналогии. Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).
5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности. 6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом. Вопросы 1. Что такое «мышление» и какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете? 2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности мышления? 4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятельности? Если да, то какие Вы знаете? Рекомендуемая литература Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1988. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М., 1982. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Л., 1983. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|