Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 2. Явления, смежные с понятием культура.  4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры. Культура, преобладающая среди широких слоёв населения данного общества Псевдокультура




Таблица 2

Явления, смежные с понятием культура

Термин

Сущность понятия

Масскультура

 

Культура, преобладающая среди широких слоёв населения данного общества

Псевдокультура

Сознательная подделка под культуру, пропагандируемая с целью внедрения чуждых национальному менталитету ценностей

Антикультура

Совокупность идей, представлений, норм и образцов поведения, идущих вразрез с общепринятой культурой общества

Субкультура

Часть общественной культуры, отличающейся от доминирующей языком, манерой поведения и т. д, а также её носители (байкеры, металисты, рэперы и др. )

Окончание табл. 2

         
Контркультура

1) То же, что антикультура                                                                                              2) Разновидность субкультуры, не просто отличающаяся от традиционной, противоречащая её ценностям (например, скинхеды)

             

 

► Почему Ю. М. Лотман назвал культуру «формой общения между людьми»?

► Приведите примеры явлений в области литературы и искусства, которые можно расценить как проявления псевдокультуры

 4. 2. Речевая культура. Типы речевой культуры

        Учёные выделяют разные сферы культуры: существует культура хозяйственная, правовая, религиозная, политическая, бытовая, художественная и др. Однако все они традиционно объединяются в три основных типа культуры: физическая культура, материальная культура и духовная культура. Из них наиболее сложна духовная культура, которая осмысливает, обобщает другие сферы и даже в определённой степени управляет ими.

Дело в том, что духовная культура прежде всего включает в себя мыслительную и речевую деятельность человека, его эмоции, переживания, представления, воображение, нравственные убеждения и др. Составляющими духовной культуры являются также и культура поведения каксовокупность форм повседневного поведения человека, в котором находят внешнее выражение существующие в обществе моральные и эстетические нормы, и, конечно, речевая культура – часть культуры, связанная с использованием языка, т. е. с речью. Речь, служа своеобразным проводником культуры, в то же время входит в её состав в качестве компонента. Сказанное относится и к общечеловеческой, и к национальной культуре, и к культуре отдельного человека.

Речевая культура,  как составная часть национальной культуры, связанная с функционированием языка в речи, включает в себя следующие компоненты:

1) специфику самого национального языка (в совокупности его социальных и функциональных разновидностей);

2) формы воплощения речи (устная и письменная);

3) систему речевых жанров;

4) совокупность общезначимых (прецедентных) текстов;

5) традиции, обычаи и правила общения;

6) культуру мышления и прежде всего – компетентность как способность применять приобретённые знания и навыки в практической деятельности;

7) культуру речи;

8) языковой менталитет.

Итак, важнейшее место в культуре отводится языку, так как именно язык является объединяющей силой, формируя у носителей языка чувство общности, национальной идентичности. В нём отражены общие знания людей о нормах, традициях, ценностях, сформировавшихся в обществе. А самое главное: речевая культура предполагает особый взгляд на мир, на окружающую действительность, характерный для носителей данного языка. Отражаясь в нашем языке и речевом поведении, это специфичное восприятие действительности получило название русский языковой менталитет.

Национальный языковой менталитет, например, отражается в ключевых мотивах, смыслах, повторяющихся во многих словах и выражениях. Недаром подобные слова не могут быть адекватно переведены на другие языки. Отдельные примеры таких русских слов рассмотрены в таблице 3.

Таблица 3

Ключевые идеи русской языковой картины мира

Идеи (концепты) Слова и выражения
Ценность неформальных, непринуждённых человеческих отношений Друг, дружба; родной, просьба, разлука; обида; искренний, душа нараспашку; общаться, соскучиться
Непредсказуемость окружающей действительности Угораздило, пронесло, повезло, вышло; собираться, стараться; на всякий случай, авось
Противопоставление «высокого» «низкому» Истина – правда, долг – обязанность, воля - свобода
Приоритет духовного над материальным Радость – удовольствие, бытие – быт, ум и тело — душа

 

      Однако носители русского языка далеко не однородны по уровню образованности и общей культуры, по роду деятельности, по отношению к языку, к своей и чужой речевой деятельности. Поэтому на основании целого комплекса признаков среди носителей русского языка выделяются типы речевой культуры. Тип речевой культуры - это оценочная категория, а при отнесении конкретного человека к тому или иному типу учитываются следующие моменты:  

• образовательный уровень и круг чтения;

• степень владения функциональными стилями и типами речи;

• соблюдение языковых норм и отношение к речевым ошибкам;

• оправданное (или неоправданное) употребление заимствований и внелитературных языковых средств;

• привычка к самоконтролю, навык обращения к словарям и справочникам по языку (языковая рефлексия);

• владение речевыми стереотипами;

• ориентация на речевой эталон (чья речь считается образцовой); источник прецедентных текстов.

 Исходя из сущности культуры вообще, главными критериями следует признать уровень развитости речевой рефлексии (как двигателя культуры), соблюдение языковых норм и выбор речевого эталона (как регулятора поведения). В настоящее время сформировались и достаточно полно охарактеризованы в научной литературе 4 типа речевой культуры, действующих, в основном, в рамках литературного языка. Отличительные черты каждого из этих типов представлены в таблице 4.

                                                             Таблица 4                                                                                                   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...