Рассмотрим, каким образом вышеназванные языковые средства обеспечивают смысловое и структурное единство текста, на конкретном примере – фрагменте из статьи И. Золотусского, посвящённой актуальности творчества русского писателя-классика И. С. Тургенева для наших современников:
Учёные заметили, что в последние годы на Западе возрос интерес к произведениям русского писателя И. C. Tургенева. Это увлечение тургеневским творчеством объясняют следующим образом. Люди пережили в двадцатом веке несколько революций: техническую, сексуальную, музыкальную. Однако в конце концов почувствовали странное, необъяснимое тяготение к тому, от чего так легко и весело отказались прежде: к душевным человеческим привязанностям и отношениям, к гармоническим мелодиям, к отчему дому. Стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
Трудно сказать, сохраняют ли даже самые лучшие переводы необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование тургеневских описаний природы, всегда пленявшую его прелесть семейного гнезда и волновавшую сердце стихию любви. Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался, " нет счастья вне семьи, вне родины".
И другой великий писатель, Лев Толстой, почти в каждом своём произведении создаёт образ дома, а в конце жизни покидает собственный дом в Ясной Поляне. Этот символический поступок свидетельствует о том, какую исключительно важную роль играла семья, дом в его жизни.
Но читают ли сегодня Тургенева и Толстого не на Западе, а в России? Не по школьной программе, а в более зрелые годы? Ведь дом в стране, наводнённой беженцами, становится для многих последней, единственной надеждой или мечтою.
Результаты лингвистического анализа данного текста представлены в таблице 6.
Таблица 6
Лингвистический анализ текста И. Золотусского
I. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
Термин
Использование средства в данном тексте
Ключевые
слова
Тургеневское творчество, образ дома (семейное гнездо), очарование, читают ли?
Опорные
предложения
1)... В двадцатом веке… стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
2) Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался, " нет счастья вне семьи, вне родины".
3) Но читают ли сегодня Тургенева и Толстого не на Западе, а в России?
Лексико-
семантические
поля.
1) Творчество: произведение, писатель, Тургенев, Лев Толстой, творчество, мелодия, книга, перевод, описание природы, образ, школьная программа, читать.
2) Родина: дом, отчий дом, сад, семья, родина, Россия, Ясная Поляна, беженцы.
3) Чувства и эмоции: увлечение, тяготение, легко и весело, привязанность, очарование, волновать сердце, тосковать, надежда, мечта
Видо-
временной
фон текста
Основной фон - настоящее время, причём с разными оттенками значений: в первом и последнем абзаце – это настоящее актуальное (в последние годы, сегодня); во втором абзаце – это абстрактное настоящее; в третьем – настоящее историческое, используемое вместо прошедшего времени(Лев Толстой… создаёт, … покидает вместо создавал, покинул). При экскурсе в прошлое (в 1-м и 2-м абзацах) основной фон текста сменяется на прошедшее время
Лексический повтор
Тургенев, дом, произведение,
Однокоренные слова
Тургенев – тургеневский; семья – семейный; писать – писатель - описание; пережить – жизнь.
Лексические синонимы
Произведение – книга
Антонимы
Запад - Россия
Метатекстовые
средства
1-й абзац: Учёные заметили, что…(ссылка на чужое мнение); Однако…(выражает уступительные отношения= несмотря на это);
2-й абзац: Трудно сказать…; Может быть… (указывает на неполную достоверность сообщаемого, на сомнение автора текста);
3-й абзац: И…(= вот и, вводит добавочный аргумент );
4-й абзац: Но…(выражает сопоставительные отношения); Ведь…(вводит причинное обоснование предшествующего высказывания)
Окончание табл. 6
Слова-
заместители:
1-й абзац: Это увлечение (заменяет часть предшествующего предложения начиная со слов в последние годы и до конца);
2-й абзац: О них (заменяет предшествующее предложение Дом, сад, семья... );
3-й абзац: Этот поступок (заменяет фрагмент предшествующего предложения в конце жизни покидает собственный дом в Ясной Поляне);
4-й абзац: в стране, наводнённой беженцами (перифраза, заменяющая словоформу в России)
II. Специфика членения текста
Единица
членения
Коли-чество
Комментарий
Абзац
Второй и третий абзацы составляют одно сложное синтаксическое целое, в котором раскрывается тема дома в творчестве И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого
ССЦ
Функционально-
смысловые типы речи
Данный текст можно охарактеризовать как описание с элементами рассуждения. Объектами описания являются: современное общество (1-й абзац), творчество И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого (2-й и 3-й абзацы), а также современная Россия (последнее предложение 4-го абзаца).
Элементы рассуждения содержатся во всех абзацах:
в 1-м абзаце – указание причин возросшего интереса к творчеству И. С. Тургенева на Западе;
во 2-м абзаце – объяснение тяготения писателя к теме дома, семьи, родины;
в 3-м абзаце – установление связи между проблематикой творчества Л. Н. Толстого и его уходом из семьи и бегством из Ясной Поляны;
в 4-м абзаце – указание на причину возможного интереса к творчеству И. С. Тургенева в России
III. Субъектная организация текста
Точка зрения
Её выражение в данном тексте
Авторская
Трудно сказать, сохраняют ли даже самые лучшие переводы необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование
Обобщённо-неопределённая
Ø На Западе возрос интерес к произведениям русского писателя И. C. Tургенева
Ø Это увлечение объясняют следующим образом
Ø Люди почувствовали странное, необъяснимое тяготение к…
Ø Стали искать созвучия новым чувствам в старых книгах и открыли для себя русского художника слова Тургенева.
Ø Ведь дом в стране, наводнённой беженцами, становится для многих последней, единственной надеждой или мечтою
Чужая
учёных
Тургенева
Толстого
читателей
Тургенева
Ø Учёные заметили, что…
Ø …пленявшую его прелесть семейного гнезда и волновавшую сердце стихию любви. Дом, сад, семья... О них думал, писал, тосковал Тургенев, потому что, как он сам признавался, " нет счастья вне семьи, вне родины"
Ø Лев Толстой почти в каждом своём произведении создаёт образ дома
Ø …Исключительно важную роль играла семья, дом в его жизни
Ø …необъяснимое и, может быть, непереводимое очарование тургеневских описаний природы