Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 4.5. Пути совершенствования речевой культуры




 4. 5. Пути совершенствования речевой культуры

           

      В имеющихся учебниках и учебных пособиях по курсу «Русский язык и культура речи» эти пути обозначены. Среди них наиболее эффективными признаны следующие:

· сознательное повышение общей культуры и уровня образованности (при этом не следует отождествлять образованность и образование);

· систематическое чтение не только как средство «заполнения» досуга, но и как средство самообразования, поскольку в процессе чтения мы не просто воспринимаем и понимаем тексты, но и определённым образом «присваиваем» их (показательным примером чего являются прецедентные тексты);

· целенаправленное знакомство со словарями не только в ситуации «хочу узнать о чём-то конкретном», но и с целью создать общее впечатление о назначении и структуре данного издания;

· развитие навыков элементарного анализа текста любой стилевой принадлежности: умение выявить его композиционные и языковые особенности, в обобщённом виде представить его информационное содержание и структуру;

· выработка навыков использования в своём тексте текстов других авторов в виде цитирования, ссылок, сопоставлений разных точек зрения и т. д.

Однако всё вышеперечисленное – это средства совершенствования речевой культуры. А главным условием самосовершенствования в сфере речевой деятельности является развитие самосознания. Что это такое?

      Самосознание – это, способность человека размышлять о самом себе, оценивать самого себя: свои мысли, чувства, способности, поступки – и брать их под свой контроль. Таким образом, это деятельность человека по осознанию самого себя и одновременно по «переделке» своего внутреннего мира. Доказано, что без самостоятельной работы по собственному воспитанию и самовоспитанию нормальный ход духовного становления личности невозможен. Разумеется, к такой трудной работе готов далеко не каждый. В рамках речевой деятельности самосознание реализуется прежде всего как рефлексия.

     И последнее. Считается, что одним из средств совершенствования речи является расширение словарного запаса. Это не совсем так. Представляется, что здесь перепутаны причина со следствием, и вот почему. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира языковой личности, тем больше языковых знаков (в частности, слов и выражений, моделей предложения) требуется для его воплощения и передачи. И наоборот. Таким образом, скудный словарный запас, ограниченный набор речевых стереотипов, некритичное следование моде и речевому окружению свидетельствует о душевной лени человека, ограниченности, недостаточной развитости его сознания.

► Как Вы полагаете, какие свойства Вас как языковой личности нуждаются в совершенствовании в первую очередь? Почему?         

Рекомендуемая литература

1) Введенская Л. А., 2002 Гл. 3, § 3. 1. Характеристика понятия «Культура речи»  
2) Ипполитова Н. А. Введение, § 3 Гл. 3 Культура Культура речи  
3) Невежина М. В. Гл. 13, Культура речи  
4) Сидорова М. Ю., 2002 Часть IV. Человек и его язык  

5) Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: культура речи»

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: Современный русский литературный язык.

Нормативный аспект культуры речи

План лекции

5. 1. Происхождение русского языка[13]

5. 2. Общенародный язык. Литературный язык

5. 3. Внелитературные разновидности русского языка

5. 4. Языковые нормы. Кодификация норм

5. 5. Типы словарей. Лингвистические словари

5. 6. Структура словарной статьи в толковом словаре

 

 5. 1. Происхождение русского языка

Современный русский литературный язык. Что стоит за этим понятием? Является ли современным язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского? Можно ли считать литературным язык документа или учебника? И как давно язык, используемый нами в речевой деятельности, называется русским?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим подробнее каждое из прилагательных в этом термине.

Русским наш язык, один из восточнославянских языков, стал в Х1У – ХУ вв., выделившись из древнерусского языка. Современным называется русский язык, являющийся средством общения русской нации, начиная с эпохи А. С. Пушкина (примерно с 1830-х гг. ) и до наших дней. А литературный язык – это высшая форма национального языка, исторически сложившаяся в процессе речевого общения и характеризующаяся обработанностью, соответствием норме и наличием функциональных стилей.

Таким образом, современный русский литературный язык – соответствующая языковой норме часть общенародного (национального) русского языка.

Возникает закономерный вопрос: а на каком языке говорили наши предки до того, как сформировался русский язык? Ответ на него науке известен: они использовали для общения индоевропейский язык, который перестал существовать уже несколько тысячелетий назад. Этот язык был праязыком не только для русского, но и для других национальных языков, включая английский, французский, русский, немецкий, испанский, итальянский, греческий, шведский. Доказательством того, что разные современные языки имеют общего предка (индоевропейский язык), может послужить сравнение некоторых слов с близкой семантикой, например: русское небо, латинское nebula (туман), немецкое Nebel (туман) и древнеиндийское nаbhah (облако). Сходство в графическом обозначении (на письме) очевидно; можно предположить и звуковое совпадение или соответствие между этими словами.

Многие из индоевропейских языков находятся между собой и в более тесном родстве, образуя группы: славянские, германские, романские и т. д. Русский язык имеет близкородственные связи с другими славянскими языкам, поскольку принадлежит к группе славянских языков, в которую входят три подгруппы: восточная, южная и западная. Все славянские языки восходят к одному источнику – общеславянскому ( или праславянскому) язык у, который существовал до середины 1-го тысячелетия (У-У1 вв. ) н. э., то есть до тех пор, пока говорившие на нем племена, расселившись на обширных территориях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, не стали утрачивать связи друг с другом. Из этого общеславянского языка выделились восточнославянский (древнерусский) язык, а также южнославянские (болгарский, сербский и др. ) и западнославянские языки (польский, словацкий и др. ).

На древнерусском языке говорили и писали в Киевской Руси, и до татаро-монгольского нашествия он был единым языком восточных славян. В XIV – XV веках в результате распада Киевского государства на основе этого языка возникло три самостоятельных: русский, украинский и белорусский языки, которые впоследствии, с образованием наций, оформились в национальные языки. Однако несомненное родство этих трёх языков не нуждается в особых доказательствах, поскольку мы без особого труда понимаем содержание текста, созданного на украинском или белорусском языке. Вот, например, фрагмент из инструкции по эксплуатации фотоаппарата на украинском языке: «Зачепiть нiгтем або фiксатором на наручному ремiнцi нижнiй край заглушки роз, Єму, щоб вiдкрити його». Хотя одинаковыми с русскими (во всяком случае, по звучанию) являются только словоформы фiксатором на наручному ремiнцi нижнiй край заглушки роз, Єму, но и другие соответствия устанавливаются легко: нiгтем (ногтем), щоб (чтобы), його (его) и т. д.

Основные периоды формирования и развития русского языка отражены в следующей таблице:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...