Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы речевой культуры




Основные типы речевой культуры

Типы

речевой

культуры

Критерии выделения типов речевой культуры

Языковая рефлексия Речевой эталон Следование языковой норме Навыки устной и письменной речи Употребление вне-литерату-рных языковых средств

Владение

функцио-

нальными

стилями

Отношение

к заимствованиям

Полнофункциональ­ный Привычка к само­конт-ролю во всех сферах об­щения. Использо­вание сло­варей, спра-вочников не только в рамках про-фессиона-льной дея­тельности Классиче­ская ли­тература. Образцы публици­стического и научного стилей Соблюде­ние язы­ко-вых норм Устная и письменная разновидно сти речи различают­ся Осторож­ное и толь­ко целесо­образное употребле­ние

Свободное владение всеми функцио­нальными стилями

Отсутствие злоупотребле­ния иноязыч­ной лексикой

Неполнофункциональ­ный Критическое отно­шение к собствен­ной речи и к речи окружаю­щих ослаб­лено Язык худо­жественной литерату­ры. Язык СМИ Нарушения некоторых норм ввиду их недоста­точной освоенно­сти Устная и письменная разновид­но- сти не вполне разграничива­ются Целесооб­разное употребле­ние

Владение функцио­нальными стилями, необходи­мыми в профессио­нальной деятельности

Перенасы­щенность речи заим­ствованной термино-логи­ей

Среднелитера­турный Ощущение некоторой ущербно­сти своих речевых возможно­стей Язык СМИ. «Псевдохудожествен­ная» ли­тература Частые на­рушения норм не то-лько из-за недостато-чного овладения ими, но и из-за самоуверенно­сти и даже их созна­тельного игнориро­вания Устная и письменная речь оче­видно не разграничи­ваются Употребле­ние средств, ти­пичных для данного со­циального окружения

Владение двумя функцио­нальными стилями: обиходно-разговор­ным и профессио­нально обусловлен­ным

Злоупотребление мод­ными заимствования­ми, в том числе варва­ризмами

 

Окончание табл. 4

           
Обиходный Не предполагает сознательного отношения к своей речи Речь окружающих. Язык рекламы. Язык улицы Языковая норма не является ориентиром в речевой деятельности Затруднения и даже беспомощность в пи-сьменном речевом и в устном публичном общении Широкое и неосознанное употребление Использование во всех сферах общения (в т. ч. в условиях формального общения) только разговорной речи

Неосознанное употребление

                             

 

       Современными исследователями выявлено существование ещё одного типа речевой культуры - литературно-жаргонизирующего, специфика которого состоит в том, что: а) его носителями являются только журналисты; б) в действительности они (как частные лица) относятся к среднелитературному или даже неполнофункциональному типу, однако в рамках журналистской деятельности они как бы надевали на себя маску носителей жаргонной речи.

Этот тип, сформировался (а точнее – был искусственно создан) в конце ХХ в. как реакция на официоз и казённость речи СМИ советской эпохи. Его основными чертами являются:

   – стремление к раскованности речи, приводящей к фамильярности и даже вульгарности;

   – последовательное и не всегда целесообразное использование разговорности как приёма в рамках публичной устной и даже письменной речи;

   – намеренное снижение речи, при котором из всех синонимических возможностей языка предпочтение отдаётся не только разговорным средствам, но и просторечию, жаргону (отсюда и вторая составляющая в названии – жаргонизирующий).

      Именно этот тип представляет наибольшую опасность для общего уровня речевой культуры, поскольку люди, восприимчивые к коммуникативным воздействиям и склонные к подражанию, принимают речь его носителей за эталонную.

За пределами литературного языка выделяются 3 типа речевой культуры.

              1. Просторечный тип, характерный для малообразованных горожан. Его представитель не только не соблюдает норм литературного языка, но и не знает о стилистических (в том числе функционально-стилевых) возможностях языка. Для его речи характерно также обилие грубых слов и слов-паразитов; ТЫ-общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, в том числе в ситуации формального общения.

                2. Народно-речевой тип, сохранившийся только среди малообразованной части сельского населения, говорящего на диалекте (подробнее о диалектах см. лекцию № 5, п. 5. 2. ).

             3. Арготический тип, в прошлом распространённый среди деклассированных элементов (воров, мошенников и др. ) с целью сокрытия информации от посторонних, т. е. не включённых в сообщество лиц. Сейчас это так называемый воровской жаргон.

         Для представителей этих типов речевой культуры характерно владение только устной разновидностью речи, и даже передача знаний от поколения к поколению осуществляется исключительно в устной форме. В настоящее время наиболее распространённым из них является просторечный тип.                                                  

► К какому типу речевой культуры Вы отнесёте себя? Почему?                                                                           

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...