Историческая основа дипломатической школы Китая
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основные этапы становления дипломатических школ Дипломатия берет начало в глубокой древности, с образования первых государств. В древнейших источниках имеются свидетельства её существования как института. Дипломаты служили государям Древней Греции, Китая и месопотамских держав, не говоря уже об античной Греции и Риме. Некоторые черты древней дипломатии сохранились до сих пор. Однако система, которую мы видим сейчас, стала формироваться в Средневековье. Важным моментом в становлении дипломатической системы стала так называемая «папская революция» начала 11 века, положившая начало четкому разделению светских и церковных функций. Утверждение светского начала в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть на верховную власть, претендует не только папа Римский и император Священной Римской империи, но и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился о том, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета. Дипломатическая служба в системе государственного управления сформировалась в определенное время (эпоха Возрождения) и в определенном месте (итальянские города-государства). Именно здесь появились первые дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 году обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и между другими странами.
В 1589 году король Франции Генрих III поручил сношения с иностранными державами одному департаменту, который стал прообразом министерств иностранных дел всех государств. С течением времени такие организационные формы восприняли другие страны. Особенно важным моментом в этом процессе стал Вестфальский мир 1648 года, связанный с установлением в Европе баланса сил. Эта система МО позволила дипломатии еще более потеснить военное дело, поскольку требовала гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностей правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. Каждая из стран внесла в дипломатическую службу свои черты, характеризующие культуру и особенности национальной дипломатии. Но общим для всех них было: 1. Наличие государственных внешнеполитических канцелярий. 2. Формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства. 3. Распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств. 4. Появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов. Таким образом, политика равновесия, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия. В результате дипломатические службы приобрели настолько большое значение в изменчивой европейской политике, что в 1815 году на Венском конгрессе были унифицированы многие протокольные составляющие дипломатической службы. Более чем через столетие, в 1961 году, Венская конвенция о дипломатических сношениях привела все внешнеполитические службы в современный вид.
Историческая основа дипломатической школы Китая Китайская дипломатия может похвастаться богатыми историческими традициями, которые насчитывают не одно тысячелетие. Дипломатическое искусство в Китае насчитывают не одно тысячелетие. Дипломатическое искусство в Китае зародилось намного раньше, чем в европейских странах (исключая дипломатию Древней Греции и Рима, а также Египта). Среди персонажей китайской истории дипломаты традиционно занимали не менее почетное место, чем герои-полководцы или выдающиеся деятели китайской культуры древности. В истории же политической мысли Китая дипломатия рассматривалась как часть политической культуры общества, как одно из важнейших инструментов защиты интересов государства. Китайский «национализм» базируется на уверенности в культурном превосходстве и универсальной применимости традиционных ценностей Китая. Идеи превосходства китайской нации, китайской культуры над другими культурами и народами составляли основу Китаецентристского догмата внешней политики китайских империй. Период оформления идейно-теоретических основ традиционной китайской дипломатии относится к глубокой древности с созданием две с половиной тысячи назад единой империи. Китаецентризм становится основной идеей - фундаментом для любых внешнеполитических доктрин. Китайский император - сын Неба - стал представляться в единственного устроителя миропорядка на земле, выступавшего в качестве верховного владыки, обладающего небесным мандатом на правление не только Китаем, но и всей Поднебесной, то есть известным в те времена древним китайцам земным кругом. Именно в период V—III вв. до н.э. создаются и отрабатываются внешнеполитические доктрины, методы государственных контактов, в частности союзы с дальними царствами против ближнего царства, подкуп администрации, обман, шантаж и тому подобное, которые впоследствии войдут в арсенал дипломатических средств императорского Китая. Конфуцианство несло в себе идею гегемонии Китая по отношению к варварам, Категории конфуцианства, в частности, человеколюбие не распространялось на варваров, по отношению к которым можно было быть менее разборчивыми в средствах и методах и даже относиться к ним как к диким зверям и птицам. Подразумевалось, что под воздействием китайской цивилизации живущие среди полыни должны были достичь китайского уровня развития, До тех пор пока эти кандидаты в китайцы ≪остаются иноземцами, их нужно усмирять вооруженной силой. Идея о превосходстве цивилизации Срединного государства над всем миром наложила особый отпечаток на китайскую дипломатию. Практика отношений между срединной империей и варварами четырех сторон окончательно сложилась и классическую данническую систему вассалитета к эпохе Суй и Тан (VI вв.), Эта эпоха считалась золотым веком Китайской цивилизации. И позднее все государства, вступавшие в дипломатические отношения, например, с Цинской империей (1644—911 гг.), рассматривались как даннические, не являющимися равноправными партнерами Китая в международном общении.
Даже прием иностранных послов при дворе китайских правителей должен был свидетельствовать о вассальной зависимости всех стран и народов от китайских императоров. Важной частью дипломатического протокола была церемония коутоу — три раза встать на колени и девять раз совершить земной поклон, причем иногда даже не перед самим императором, а перед табличкой с его именем, Тот, кто исполнял эти поклоны и другие процедуры, тем самым признавал себя и свое государство данником китайского монарха. Отказывавшиеся исполнять эти процедуры иностранные представители не принимались при дворе, и их миссии и Китае, как правило, оказывались безрезультатными. Первая официальная посольская миссии России в Китае под руководствам Ф.И. Байкова в 1656 г, окончилась неудачей именно потому, что Байков отказался отдать присланные с ним грамоту царя Алексея Михайловича и подарки кому-либо, кроме императора, и выполнить обряд коутоу. В дальнейшем российские послы стали выполнять китайский протокольный церемониал и принимались императором. Значительную роль в идеологическом подкреплении внешней политики играли исторические прецеденты, Династические хроники, многочисленные исторические сочинения на протяжении тысячелетий заботливо систематизировали весь накапливавшийся опыт дипломатии, делали его доступным потомкам. Во многих случаях законность дипломатических и военных мероприятий обосновывалась ссылками на прецеденты из исторических реестров, определенных иногда много веков назад. Следуя за традиционной историографией, китайская дипломатии рассматривала взаимоотношения с тем или иным соседом иногда за тысячу и более лет, отыскивая нужные ей прецеденты. Большое значение в китайской дипломатии придавалось предварительным расчетам для осуществления военных и политических акций, Если методы управления основаны на предварительном расчете, то независимо от того будет ли одаренный военачальник или военачальник, уступающий вражескому, победа обеспечена. Существенный вклад в разработку основ китайской дипломатии внес крупнейший военный мыслитель древнего Китая Сунь Цзы. Он считал залогом успешного осуществления предварительных расчетов правильный выбор времени, умение сосредоточить соответствующие силы на главном, единодушие исполнителей, осторожность, способность руководителя к самостоятельным действиям. Но главное, что дал Сунь Цзы дипломатии Китая, это требование облекать предварительный расчет в форму стратегического плана, причем плана, в котором была бы заключена для противника какая-либо ловушка или хитрость. Значение этого требования трудно недооценить, Китайская дипломатия за несколько столетий до нашей эры начала вырабатывать стратегические планы - стратагемы, что стало основным оружием на протяжении дальнейшей истории Китая. Стратагемность на протяжении веков была характерной традиционной чертой китайской дипломатии. Дипломатическая стратагема — это нацеленный на решение крупной внешнеполитической задачи план, рассчитанный на длительный период и отвечающий государственным или национальным интересам страны. Отражением этого являлись принципы внешнеполитической стратегии -господствовать над варварами, используя самих варваров, При этом стратагемность китайской дипломатии подразумевает не только и не столько сиюминутные интересы государства, а стратегические, долгосрочные его интересы.
Обеспечивая реализацию стратагемы, стратагемная дипломатии черпает средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, утверждающей, что цель оправдывает средства. Любопытно, что восприятие и осмысление в Китае политической практики других государств стало осуществляться также через призму стратагемности, то есть неизменно понималось как результат определенных замыслов и планов, направленных против Китая. Определенная переоценка ценностей традиционной доктрины вассалитета произошла только тогда, когда впервые в истории не сработал, да и уже не мог сработать принцип постепенной ассимиляции Китаем варваров, пришедших на этот раз из Европы. Первая брешь в системе вассалитета была пробита в результате опиумных войн в 40-х и 60-х годах XIX вв. Однако радикального перехода от традиционных даннических отношений к современным договорным отношениям так и не произошло. Уловкой цинского двора стало учреждение в Пекине в 1861 г. так называемой Канцелярии по общему управлению делами различных стран, некомпетентного и далекого от ответственности органа. Лишь после подавления восстании боксеров в 1901 г., вместо этого органа создается Министерство иностранных дел но европейскому образцу.
Но идеи китаецентризма не торопились уходить из внешнеполитической деятельности Китая. Китайский придворный и дипломатический этикет до такой степени тонок и изыскан, что достаточно видоизменения одного слога, чтобы превратить сообщение, обращенное к иностранцу, из комплемента в обиду. К этому и направлены старания во всех сношениях с иностранцами, и нужно очень основательное знание китайской литературы и культуры, чтобы быть вполне уверенным, что то или иное обращение к иностранцу не доставило китайскому дипломату высочайшее наслаждение сознавать, что он оскорбил какого-нибудь высокопоставленного иноземца без ведома последнего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|