Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломатия имперского Рима.




Организация дипломатического аппарата в эпоху империи:

Римская империя создавалась в процессе борьбы Рима с Карфагеном и эллинистическими царствами. Эта борьба содействовала централизации гос.власти. Республиканские учреждения постепенно заменялись бюрократическими императорскими канцеляриями. Все управление государством переходило в руки императора, который управлял страной через посредство многочисленных, зависимых от него чиновников(прокураторов и легатов).Сенат продолжал существовать, но из руководящего органа государства, каковым он был при Республике, превратился в гос.совет. Соответствующим образом изменилось и управление делами внешней политики и дипломатии. В императорский период(1-5 вв н.э) все дела внешней политики-объявления войны, заключения мира, прием и отправление посольств и подлежали ведению императора, дипломатия превращалась в ведомственную функцию и утрачивала демократический характер, который она имела при республике. Изменилась и роль посла, послы в императорскую эпоху не выбирались а назначались, как и все другие чиновники, самим принцепсом. Ему одному они были обязаны отчетом о своей деятельности. Характерной для республики гласности и публичной отчетности при империи тоже не существовало. Со времени императора Клавдия (середина 1 века) посольскими делами ведала личная канцелярия императора, возглавляемая императорским секретарём. Вместе с тем личная канцелярия императора являлась высшим административным органом всей империи. В памятниках императорского периода очень много внимания уделено отношениям Рима с ин.гос., союзными царствами, городами и общинами, а также вопросам организации и деятельности посольств, все это свидетельствует о важности этой гос.отрасли в римской империи.

Внешние связи имелись с Парфянским царством, с Китаем, с Сасанидами. с варварскими народностями.

Jus Gentium как прообраз международного права.

ПРАВО НАРОДОВ (перегринское право) (jus gentium) — в Древнем Риме правовая система, сложившаяся при разрешении споров между иностранцами (перегринами) и римлянами, но так и оставшаяся частью единого римского правового комплекса(с) Большой юридический словарь.

Согласно римскому праву, отношения римлян к иностранному государству зависели от того, имелся ли между Римом и этим государством договор о дружбе. При отсутствии такого договора люди или товары, шедшие из чужой страны в страну римлян, и точно так же люди и товары, шедшие из страны римлян в чужую страну, не пользовались, какой бы то ни было, правовой защитой. Если имелся договор о дружбе (amicitia), о гостеприимстве (hospitium)или о союзе (foedus), отношения были иные. Лица и товары, прибывавшие из одной страны в другую, находились тогда под защитой закона. С течением времени в Рим стало прибывать так много иностранцев, что возникла целая система права, касавшаяся этих иностранцев и их отношений с римскими гражданами - jus gentium. Она серьезно отличалась от jus civile (гражданского права, касавшегося взаимоотношений граждан Рима друг с другом). Для применения норм этого права был назначен особый магистрат по делам иностранцев, возглавляемый претором (praetor peregrinus). Данная система формировалась на основе не только римского права, но и законов и обычаев других народов, став впоследствии солидным источником римского права. Всё большую роль в судопроизводстве стали играть преторы.

В 212 году был издан Эдикт Каракаллы (или «Антонинов указ»), давший римское гражданство всем жителям империи. Jus gentium фактически потеряло свою функцию, однако все необходимые нормы «права народов» уже были перенесены в римское право.

На закате Римской империи вокруг неё не осталось прочных централизованных государств, а все международные отношения сводились к отражению набегов варваров. Как следствие, «право народов» отошло на второй план, и использовались лишь немногие его нормы. Эта ситуация сохранилась и после падения Рима в 476 г., поскольку новые варварские королевства не обладали должным уровнем развития, а в условиях постоянной войны за превосходство в Европе международному право не было места.

Необходимость в международном праве не возникала до тех пор, пока окончательно не образовалось множество независимых государств. Начала ощущаться нужда в правовых нормах для регулирования международных отношений между этими суверенными государствами. Почву для развития принципов будущего международного права подготовило, помимо всех прочих факторов, Возрождение. На римском наследии выросла итальянская дипломатическая школа, европейские мыслители изучали сохранившиеся в Византии рукописи, в т.ч. «Свод Юстиниана». Особо необходимо отметить труд немецкого ученого Лейбница «Codex juris gentium diplomaticus».

В общем и целом, вклад Римского государства в современное международное право колоссален. Именно в Риме родились его основные принципы: справедливости (aequitas), доброй совести (bonae fidei) и проч. На протяжении всей дальнейшей истории всегда вступал в ход casus belli (повод для войны), заставлявший европейскую дипломатию развиваться.

Дипломатия Византии

*Дипломатия Юстиниана(527-565)

Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке, когда чаще приходилось полагаться на хитрость и интригу, византийская дипломатия оказала огромное влияние на всю дипломатию Средневековья. Её обычаи и приемы были усвоены ее ближайшей западной соседкой Венецией и через нее перешли в практику итальянских гос. И в дипломатию западноевропейских монархий нового времени.

Всего ярче они выразились в деятельности одного и замечательнейших дипломатов того времени-императора Юстиниана. В дальнейшем дипломатия Византии верно следовала его примеру, лишь становясь все изощренней и изворотливей по мере ослабления полит.моши гос и роста окружающих его опасностей. Также была известна Феодора(супруга Юстиниана), в юности была актрисой. Император ничего не делал не посоветовавшись с ней.

Византия была окружена беспокойными племенами, которых она называла Варварами.

Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварах. Они хотели иметь точную информацию о них, об их нравах, об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях между ними, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия, или наука об управлении варварами.

Главная задача дипломатии Византии - заставить варваров служить империи. Наиболее простым способом был наем их в качестве военной силы. Византия платила большие суммы. За это племена защищали границы империи. Их вождям давали византийские титулы, знаки отличия, золотые или серебряные диадемы, мантии, жезлы. Им давали земли, где они селились на положении вассальных союзников (федератов).Варварским князьям выдавали девушек из знатных византийских фамилий. В то же время в Константинополе зорко следили за раздорами, обычными в княжеских родах варваров. Неудачным претендентам, изгнанным князьям давали приют и держали их про запас, на всякий случай, чтобы выставить своего кандидата на освободившийся престол или выдвинуть опасного соперника против зазнавшегося варварского князя.

Однако такие мирные средства были опасны, князья требовали всё больше и больше. Поэтому их часто натравливали друг на друга достаточно виртуозно.

Расширение торговых связей также использовано было Византией как одно из сильнейших орудий дипломатии. Купцы, проникавшие к отдаленным народам, приносили в Византию сведения о них. С византийскими товарами к варварам шло и византийское влияние. За купцом следовал миссионер.

Распространение Христианства также одно из важнейших дипломатических орудий византийских императоров на протяжении многих столетий.

Отношения имели: с Государством Сасанидов (Хосров I), Русь и иные государства…

*посольское дело:

При византийском дворе было множество посольств из европы, азии и африки…

Ведомство иностранных дел, которое находилось под управлением первого министра(Великий логофет), обладало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков, выработало сложный порядок приема послов, чтобы поразить их воображение, показать всю мощь и красоту Византии. Но делали и так, чтобы дипломаты не могли разузнать о слабых сторонах Империи.

Послов встречали на границе, к ним приставляли зорких соглядатаев. Послам отводился особый дворец, который в сущности, превращался в тюрьму, так как к послам не пускали никого и сами они не выходили без конвоя. Послам всячески мешали вступать в общение с местным населением. Прием у императора должен был поразить и ослепить послов.

При византийском дворе вырабатывались определённые правила посольского дела, которые воспринимались всеми державами, имевшими дела с Византией. Посол является представителем государя и может вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий. В тех случаях, когда возникают новые обстоятельства, непредвиденные в полученном послом полномочии, он должен запросить дополнительные инструкции. За превышение полномочий следовала тяжкое наказание.

Послами были обычно люди высокого ранга, в Византии нередко послам специально давались высокие титулы, если они их не имели раньше. Дип.поручения открывали путь к самым высоким почестям.

Посол должен был представить верительную грамоту. В них кратко говорилось о целях посольства. Грамота передавалась во время первого, торжественного приема; о делах шла речь потом. Для ведения переговоров послы получали инструкцию, иногда письменную, иногда устную. К письменной инструкции обычно прибавлялись тайно устные поручения.

Византийские послы при затянувшихся переговорах отправляли ко двору донесения и получали новые инструкции.

Окончательный ответ послы получали во время последней аудиенции, не менее торжественной, чем первая. В промежутке между этими двумя аудиенциями при дворе обсуждались связанные с посольством вопросы, а послы делали визиты императрице и важнейшим сановникам в известном иерархическом порядке. Во время этих приемов, за пирами происходило иногда и обсуждение дел.

Нередко император надолго задерживал послов в Константинополе, не давая им заключительной аудиенции. Это превращалось иногда в настоящий плен.

Византийским послам предписывались определённые правила поведения в чужих странах, посол должен был проявлять приветливость, щедрость, хвалить всё, он должен был сообразовываться с обстоятельствами, не навязывать силой того, чего можно добиться иными средствами, ему предписывалось не вмешиваться во внутренние дела чужих государств. Впрочем, послы вели тайные интриги при чужих дворах. Заключенный послами договор считался действительным лишь после его ратификации императором.

У послов было право неприкосновенности. Неприкосновенность посла давала известную защиту его свите. К свите послов нередко присоединялись купцы, становясь под их покровительство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...