Дипломатия Античной Греции
Для Греции того периода (классический период 8-4 век до н.э) характерным типом политического образования являлись города-государства, по-гречески полисы. Между этими полисами возникали самые разнообразные формы связей. Проксения (гостеприимство) – древнейшая форма международных связей и международного права в Греции. Существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство, по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались, прежде всего, к своему проксену. Институт проксении получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира. Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества – Зевса-Ксения (Зевса-Гостеприимца) Амфиктионии - религиозные союзы, возникшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. В эти союзы входили племена, жившие вокруг данного святилища, вне зависимости от родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев. В случае надобности собравшиеся на празднества совещались по общественным делам. Во время празднеств запрещалось вести войны, и провозглашался божий мир (иеромемия). Таким образом амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.
Верховный орган амфиктионии - общее собрание (собиралось два раза в год весной и осень в Фермопилах и Дельфах). Решение общего собрания были обязательны для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии в количестве 24.Одними из главнейших обязанностей иеромнемонов были соблюдение божьего мира и устройство религиозных празднеств. Иеромнемоны считались провозвестниками воли Аполлона. У Дельфийских жрецов имелись тайные книги, в которых содержались древние предсказания. В 5-4 века до н.э. появилась коллегия пилагоров. Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие города в состав амфиктионии города приносили друг другу клятвы и принимали на себя обязательства. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную полит.силу, оказывавшую большое влияние на международную политику Греции. Греческое жречество могло объявлять священные войны. **Договоры и союзы: Третьим видом международных связей в Греции служили договоры и военно-политические союзы – симмахии. Из них самыми значительными Лакедемонская и Афинская (Делосская) Симмахии. ***Послы и посольства: Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В Гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической Греции – старейшинами (пресбейс) В Государствах Греции, в Афинах, Спарте, Коринфе, послы избирались народным собранием из лиц почтенного возраста не моложе 50 лет. Послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города, и в особенности архонту-полемарху (военоначальнику)
Известны случаи, когда послами назначали актёров. Актёром например был знаменитый оратор Эсхин (афинское государство у македонского царя Филиппа 2)Избрание актёров для выполнения высокой и почётной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Искусство актёра придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании на площади или в театре. Число членов посольства не было установлено законом: оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы были равноправны. Лишь позже вошло в обычай назначать архистарейшину, председателя посольской коллегии. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, дорожные деньги. К послам назначался определённый штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, в который выезжало посольство. Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состоявшей из двух сложенных вместе листов (диплома). Отсюда и происходит самый термин дипломатия. Инструкции служили основным руководством для послов, в них указывалась цель посольства, однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу. Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получи от него соответствующие указания и советы. В ближайшие после регистрации дни послы выступали в совете или народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение спец.комиссии. Как правило к иностранным послам относились с почтением, обеспечивали им хороший приём, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии, в случае одобрения им выдавались почетные награды. Самой высокой наградой был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в притании, особом здании близ акрополя, в котором обедали почетные гости государства. Каждому гражданину представлялось право при отчете посла высказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.
Обязанность посла: заключение союзов с другими государствами и подписание договоров, договор скрепляли клятвами. 6)Античная Греция: институт проксении. См. вопрос 5 +обязанности проксенов: 1)принимать посольства и отдельных граждан, прибывающих в государство своего проксена. Они снабжались рекомендательными письмами и обычно останавливались у него. 2)Проксен должен был быть посредником между прибывшими и властями родного города, обеспечивать посольствам доступ в народное собрание, добиваться для них приема у различных магистратов, помогать частным лицам в ходе судебного разбирательства. 3)Поскольку большинство религиозных обрядов были доступны только полноправным гражданам полиса, то проксен или добивался для своих гостеприимцев права участвовать в отдельных церемониях или совершал их от имени чужестранцев. 4)Иногда проксен мог оказывать другому полису некоторые услуги на межгос.уровне – способствовать заключению военно-полит.союзов, мирных договоров на более выгодных для обеих сторон условиях. 5)В семейно-бытовой сфере полномочия проксена включали в себя присутствие в качестве свидетеля при составлении завещания или распоряжение деньгами умершего в его городе чужестранца. 6) в обязанности проксена входило сохранение переданных ему денег и имущества гостеприимцев, покровительство купцам, прибывавшим с торговыми целями в его город. 7)в случае смерти гостя в родном городе проксена, он был обязан взять на себя организацию его похорон, сооружение погребальной стелы с надписью, в которой указывались имя, этникон, патронимикон, иногда профессия, у женщин-имя матери.
Привилегии проксена: 1) Асилия или асфалия – личная и имущественная безопасность во время мира и войны, причем даже в случае войны с его собственным государством. 2) Ателия - освобождение от податей, налагаемых на иностранцев, освобождение от налогов на ввозимые и вывозимые товары или личное имущество. В некоторых случаях даровалась даже полная ателия-освобождение от всех повинностей, полагающихся как иностранцам, так и гражданам. 3)Проксену предоставлялось право в случае необходимости обращаться непосредственно к совету и народному собранию, поскольку он не нуждался в покровительстве простата в том государстве, с которым был связан проксеническими отношениями. 4) Продикия - право первоочередного рассмотрения дела в суде - была также одной из важных привилегий, предоставляемых проксенам. Она имела особое значение именно в Афинах, где через Гэлиэю ежегодно проходило огромное количество дел, а при несовершенстве административно-судебной системы процесс вынесения решения мог затягиваться надолго, судебные дела проксенов разбирались в Афинах перед судом иностранцев, которым руководил архонт-полемарх. 5) Проэдрия - предоставление почетного места во время религиозных праздников, игр и различных общественных собраний, на которые допускались или все иностранцы, или только проксены в качестве особого отличия. 6)Дарование промантейи практиковалось только в крупных религ. центрах(Дельфы, Делос) где находились известные оракулы, привлекавшие огромное количество вопрошавших, поэтому право первоочередного обращения за предсказанием имело не только почетные характер, но и предоставляло возможность большой экономии времени и средств на проживание для награжденного, в остальных же гос-х привилегии в религ.сфере заключались в предоставлении права самим проксенам, в отличие от других чужестранцев, без посредничества простата приносить жертвы на город.алтарях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|