Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление Папского государства и его дипломатической службы




Христианство образовалось в I веке нашей эры в результате раскола единой ветхозаветной религии. Оно, в отличие от иудаизма, обладало универсальностью, связью с эллинизмом и затем с римской цивилизацией, что и позволило ему получить столь широкое распространение в мире. Интересующий нас термин «Папа» появился как обозначение любого священника, обладающего правом благословения. После Святого Петра Папами стали называть его преемников, т.е. епископов. С VII в. Папами являются лишь главы Римской и Александрийской (да, и такая есть; обязательно почитайте о ней, а то вдруг спросит, что такое Александрийская церковь?) церквей.

Христианство пришло в Италию с Ближнего востока через Северную Африку. Первым римским епископом в Риме считается апостол Петр. Тут же, при императоре Нероне, начались гонения на христиан, они не имели права участвовать в общественно-политической жизни Рима. Большинство епископов в течение первых двух веков приняли мученическую смерть, хотя многие императоры, начиная с Марка Аврелия, пытались ограничить гонения. К началу-середине III века христианская церковь стала значительной силой, и император Диоклетиан, создатель домината, не потерпел в её лице соперника, начав новую волну гонений.

30 апреля 311 года август Галерий отменил указы о преследовании христиан и вскоре умер. Его соправитель Константин (Диоклетиан в конце III в. ввел режим с четырьмя императорами) вместе с коллегой Лицинием полностью признал христианство и даже дал клирикам (представителям клира, христианской верхушки) солидные льготы. Позже Константин издал ряд других эдиктов в пользу христиан, однако не считался с главенством в церкви епископа, хоть и подарил ему дворец, ставший позже резиденцией Пап до XIV века. В 325 году император начал строительство собора Святого Петра. Хороший был мужик, правда, всю церковь он под себя таки подмял. Реформу Константина вполне можно считать точкой отсчета существования папства в Риме.

Христианство постепенно стало главенствующей религией в Риме. В то же время, в начале V века наметилось расхождение православных и католиков, от церкви откололся ряд сект. Шла постоянная борьба Пап и императоров за право вести церковные дела.

Собственно, сабж.

С падением Рима в 476 г. Во всей Европе утвердились варварские народы, многие из которых были уже христианскими; впрочем, североитальянские короли были сектантами-арианами, что подрывало авторитет Римского Престола. Последний, оставшись один на один с ними, пользовался, тем не менее, большим авторитетом. Ещё Лев I уговорил Аттилу не идти на Рим, а племена вандалов – не убивать римских жителей при разгроме города.

В V веке папство пережило сначала поход Юстиниана, а затем нашествие лангобардов, захвативших почти всю Италию. Они скверно себя вели, и Папа Захарий, лавируя между Византией и лангобардами, попросил у Карла Мартелла, майордома Франции, помочь изгнать их и даже послал ему ключи от гроба св. Петра. Карл Мартелл с почетом принял папское посольство, дал ему богатые дары, но против лангобардов выступить не решился. Иначе поступил его преемник, Пипин Короткий, нуждавшийся во власти, освященной главой церкви. В 751 году Захарий дал ему королевский титул. и с тех пор власть короля была легитимной лишь с позволения Папы.

Новый Папа Стефан II попросил Пипина собрать войско против лангобардов. Папа помазал короля на царство, а взамен Пипин совершил ряд походов против варваров (начиная с 754 года), а ряд захваченных земель (Равеннский экзархат и Римскую область) передал Папе в вечное владение, дав начало светскому Папскому государству, которое существовало вплоть до 1870 года. Для оправдания светской власти Пап был создан т.н. «Константинов дар», подложный документ, служивший основанием для претензий Рима на сюзеренитет над всей Европой, однако фактически Папское государство стало зависимым от франков.

При Карле Великом папа был фактически вассалом правителя франков, избиратели папы приносили присягу верности королю, в 800 году папа Лев 3 в Риме торжественно короновал Карла императором. В папских владениях действовали императорские чиновники, собиравшие суд.

После распада державы Каролингов на папском престоле со второй половины IX века развернулась настоящая чехарда, папы нередко были простыми марионетками римской знати. В 962 году Папа Иоанн XVII короновал императором Священной Римской империи германского короля Оттона I, который был признан верховным сеньором папского государства. Независимость Папская область получила лишь в 1274 году указом Рудольфа I Габсбурга.

О дипломатии.

Влияние папской дипломатии сильнейшим образом сказывается на всем ходе политической истории Средневековья. Искусная дипломатия была политическим оружием Пап не в меньшей, а часто и в большей степени, чем их духовный авторитет. И в дипломатии папство пользовалось арсеналом насилия, обмана, предательства, подлога, пресмыкательства и жестокости, как, пожалуй, никакое из светских государств. В условиях суеверных нравов Средневековья Папы обладали мощными религиозными средствами. Они могли отказаться помазать неугодного короля на царство, отлучить его от церкви (анафема) и даже запретить проведение религиозных обрядов на всей территории его государства (интердикт). Несчастный монарх, не помирившись с Папой, долго в таком положении не выживал. Церковь объявляла крестовые походы. Безусловно, с такой властью Папа наживал себе множество врагов, как за пределами, так и внутри своего государства. Многие монархи стремились установить власть над церковью, а в Риме царила атмосфера соперничества. В Раннее Средневековье сами Папы очень мало жили (в среднем, по четыре года, гласит Википедия). Относительный порядок в Папском государстве установился лишь в XVI в., когда конфессиональный принцип в Европе начал сходить на нет.

Первые дипломатические отношения Рим установил со своим главным соперником в то время – Византией. При константинопольском дворе Папы держали так называемых апокрисиариев. Помимо чисто церковных дел, они занимались наблюдением и за политическими настроениями при дворе византийских императоров. Они пользовались некоторыми личными преимуществами, имели право вести переговоры непосредственно с императорами, жили в особом помещении в императорском дворце. В апокрисиариях видят прецедент постоянного дипломатического представительства Папы при иностранных дворах (как, впрочем, и прообраз постоянных дипломатических представительств). От них надо отличать легатов, папских послов, которым давались специальные поручения как церковного, так и политического характера и которые не находились при государе постоянно. Со временем главными дипломатами Папы стали нунции, которых Рим отправлял в католические державы. Там они пользовались особым почетом и уважением.

Венский протокол от 7(19) марта 1815 г. уравнял в правах папских легатов и нунциев с послами, а Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. постановила, что нунции аккредитуются при главах государств наравне с послами. Всё просто:

· Нунций = Чрезвычайный и Полномочный Посол;

· Интернунций = Чрезвычайный и Полномочный Посланник.

Сейчас Ватикан как преемник Папского государства является равноправным с остальными субъектом международного права, имеет своего наблюдателя при ООН и даже ратифицирует международные договоры (на примере ДНЯО). Ватикан не играет большой роли в мировой политике, но к Папе прислушиваются как к влиятельному духовному лидеру. Он ратует за мирное разрешение конфликтов и принципиально ни с кем не разрывает дипотношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...