Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Смысл / связанная Сила. 3. Священное письмо




1. Знак

Разумеется, каждая руна — это священный графический сим­вол, происхождение которого в большинстве случаев можно про­следить сквозь тысячелетия.

Дюжину лет тому назад мне показалось любопытным прове­сти такой анализ для какой-либо руны Футарка; выбрав руну Ингуз, я обнаружил ее прообразы — древние символы плодоро­дия и жизненной силы, иногда именуемые в литературе «символа­ми ряда " ромба с крючками" », — на протяжении последних восьми тысячелетий и на расстояниях от Атлантики до Тихого океана[123]. Конечно, подобные разыскания по большому счету — лишь игра ума, но они хорошо иллюстрируют сакральность и семантическую устойчивость многих древних графем.

... Итак, первый аспект магии начертанных рун связан с тем, что каждая из них — древний священный знак, история которого насчитывает тысячелетия. Но, принимая это как факт, задумаемся: даже в классический период развития рунического Искусства (до VII—X вв. ) графика рунических знаков не была чем-то раз и навсегда зафиксированным.

 

Для той же руны Ингуз нам известно как минимум три существенно различающихся варианта начерта­ния; а для руны Соул, например, их много больше (см. рис. ), при­чем некоторые из этих вариантов вообще не имеют между собой ничего общего.

 

 

Противоречие? И да, и нет. Да — в контексте того аспекта магии рун, который мы рассматриваем. Нет — подразумевая, что он не единственен.

2. Смысл / связанная Сила

С точки зрения феноменологии магии Младшие рунические ряды представляют собой своего рода нонсенс — особенно это явно для самых поздних вариаций, в которых от изначальной гра­фики Футарка не осталось уже почти ничего. Многие современные авторы (и автор этой книги в их числе) полагают, что Младшие руны серьезно уступают Старшим в качестве магического инстру­мента. Однако это никоим образом не отменяет того факта, что с помощью Младших рун создавались и амулеты, и инструменты для волшебства; более того, таких артефактов сохранилось больше, чем аналогичных, но созданных с помощью Футарка...

Что же происходит, когда мастер-маг вместо классического зигзага руны Соул наносит на кость, дерево или металл короткий вертикальный штрих сверху, передающий звук s в поздних руни­ческих алфавитах? Полагаю -  то же самое, что происходило тысячелетием раньше, когда другой маг вырезал исходный вари­ант этой руны. Вероятно, древние мастера рассматривали сам акт начертания руны как фиксацию на материальном носителе того сакрального образа и той Силы, которые — внутри их собственно­го магического пространства — связаны с данной руной. И в этом отношении действительно всё равно, какой именно графический вариант будет использован мастером.

3. Священное письмо

Наконец, есть ещё и третий аспект магии начертанных рун. До сих пор мы говорили о рунах как об отдельных волшебных знаках, но не будем забывать и о том, что эти знаки — литеры сакрально­го письма. Сегодня нам сложно представить себе, как восприни­мал европеец первых веков нашей эры саму возможность излить произнесённое слово в металл, дерево или камень — поймать его и зафиксировать, связав с той или иной материальной основой. Это было чистой воды магией — высшей магией в его представле­нии, — и ничего не изменилось с тех пор. Не случайно многие рунические заклинательные надписи определенным образом ритмически структурированы, а иногда и просто являют собой одну или несколько поэтических строк — вещь, бессмысленная с точки зрения графики как таковой.

Записанный заклинательный текст во многом перенимает функции заклинательного текста произнесенного, но добавляет и собственную магию; ek erilaR runo fahido, я — эриль — вырезаю руны о том, что я вырезаю руны; круг замыкается; runo fahi ragina kudo, начертал руны, восходящие к богам; «вырезаю руны» тождественно «творю магию»...

До тех пор пока мастер, наносящий на тот или иной предмет руны, воспринимает это как волшебный акт превращения слова в знаки, руническое письмо само по себе остается магическим инструментом, а любая фраза, записанная рунами, становится в рамках данной культуры действующим заклинанием. Именно так простая металлическая пластинка, на которой рунами начертано — «изнутри» Традиции — всего лишь auja, «Удачи! » — пре­вращается в приносящий Удачу амулет...

 

* * *

Все три эти компоненты — священный знак, образ и связанная с ним Сила, магия записанного слова — участвуют в формировании рунических заклинаний, с которыми мы знакомы по археологиче­ским данным. И все же древнейший их тип — это именно исполь­зование рун как сакральных графем. С указанием на применение магии отдельных рун мы сталкиваемся уже в Старшей Эдде:

 

Руны победы,

коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь имен

именем Тюра!

 

Руны пива

познай, чтоб обман

тебе не был страшен!

Нанеси их на рог,

на руке начертай,

— руну Науд — на ногте.

Речи Сшрдривы, 6—7

Под «именем Тюра» здесь подразумевается руна Тейваз; выше, там, где мы говорили о руни­ческих надписях на холодном оружии, мы приво­дили примеры исторических мечей, на деталях рукоятей которых действительно начертана эта руна. Ещё более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков.

Разумеется, применение отдельных рунических знаков как сакральных графем не ограничивается теми регионами, где эти знаки использовались как литеры алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма

Последовательности рун

Одной из основных форм рунических заклинаний является линейная последовательность рун. Собственно говоря, это даже не просто «одна из основных форм», а важнейший способ структури­рования рунической магии, который находит применение как на специально под данную руническую последовательность созданных амулетах-таувах, так и на произвольных предметах, которым с помощью нанесения рун придаются волшебные свойства. Довольно часто такая последовательность рун имеет «целевой» характер, представляя собой объединение заклинательной формулы и имени собственного; несколько примеров таких надписей мы рассматри­вали в предыдущей главе, когда говорили о рунических кольцах.

Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется рунетейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др. -исл. teinn — «палочка» или «священное слово»). Термин рунетейнн является современным нововведением, одна­ко самое слово teinn действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакраль­ное значение комбинации алфавитных символов.

Отметим, что сочетание в одном слове teinn значений «палоч­ка» и «слово» далеко не случайно, но связано с тем, что некогда руны — будь то магическое заклинание или простое письмо, — вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэто­му руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем «рунической палочкой», рунетейнном.

В качестве одного из древнейших примеров использования рунетейннов, линейных последовательностей рун, не имеющих иного, кроме магического, предназначения, можно привести над­пись Vimose III — две комбинации рун, вырезанные на бронзовой пряжке III—V веков из Вимосе, остров Фюн:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...