Рекомендации FELASA по образованнию и обучению лиц, проводящих эксперименты на животных (категория В)
Лица, проводящие эксперименты или принимающие в них участие, включая обязанности по надзору, должны иметь соответствующее образование и пройти надлежащее обучение. Ниже приведены рекомендации по образованию и обучению лиц категории В, которые отвечают за проведение экспериментальных и других научных процедур на живых животных. Обязанности специалиста категории В Специалист категории В должен: 1) знать европейские и национальные законы, касающиеся проведения экспериментальных и других научных процедур на животных; 2) знать и соблюдать принятые в обществе этические нормы, касающиеся исследований на животных; 3) понимать и учитывать общие правила, действующие в виварии, где проводятся процедуры; 4) понимать теоретическую основу поставленных задач с тем, чтобы сохранить здоровье животного и гарантировать актуальность полученных научных данных; 5) быть компетентным в обращении с животными и владеть другими техниками, которые предполагается использовать; 6) уметь распознавать боль и признаки дискомфорта и оценивать состояние здоровья подопытного животного; 7) знать, какие следует предпринять шаги для эффективного устранения неблагоприятных последствий, возникающих в ходе или после проведения процедуры; 8) быть хорошо информированным об использовании лабораторных животных и уметь принимать соответствующие меры по сведению до минимума факторов, влияющих на проведение процедуры. Компетентность В данном документе компетентность определяется не продолжительностью какого-либо особого периода обучения и образования, а скорее как способность специалиста выполнять свои обязанности. По мнению рабочей группы для выявления уровня достигнутой компетентности необходима ее оценка в конце периода обучения.
На практике было выявлено, что для получения новым кандидатом основного уровня компетентности будет достаточно курса продолжительностью около 40 часов, половину которого составляют практические занятия под непосредственным наблюдением соответствующего компетентного специалиста. В процесс обучения должны быть включены только те процедуры, которые по требованию лица, проходящего обучение, абсолютно необходимы. Содержание программ может быть изменено в соответствии с непосредственными задачами, при этом некоторые детали могут быть изъяты или добавлены. Таким образом, достижение компетентности может быть ограничено одним видом животных или группой видов, или группой процедур. Впоследствии уровень компетентности может быть повышен в процессе дополнительного обучения. Учебный план Л. Законодательство, этика и принципы 3R Знание и понимание: 1) европейских и национальных законов, касающихся использования животных в научных целях; 2) важности ответственного отношения к использованию лабораторных животных; 3) принципов 3R – снижение (Reduction), уменьшение дистресса (Refinement), замена (Replacement); 4) пригодности и применяемости альтернативных и дополнительных методов. Б. Основы биологии и содержание лабораторных видов животных 1. Основы биологии ─ знание строения и функций основных органов и систем в объеме, достаточном для проведения процедуры; ─ знание физиологии и биохимии в объеме, достаточном для проведения процедуры; ─ знание границ физиологических параметров в норме, представление о биологической вариабельности; ─ знание поведенческих и физиологических характеристик, относящихся к проведению процедур; ─ компетентность в области разведения животных и использования соответствующих генетических методов (например, трансгенного и нокаутного методов), касающихся проведения процедур;
─ знание о существовании циркадных ритмов и их практическом значении. 2. Содержание ─ знание требований к параметрам окружающей среды, касающихся систем содержания животных, а также европейских и национальных постановлений, руководств и(или) сводов законов, регулирующих практическую деятельность; ─ представление о взаимодействии животного с окружающей средой; ─ осведомленность о путях обогащения окружающей среды, способствующих удовлетворению поведенческих и социальных нужд животного; ─ освоение норм и установленного порядка по уходу за животными; ─ классификация животных в соответствии с их микробиологическим статусом; ─ осознание важности надлежащей гигиены в вивариях лабораторных животных в свете предупреждения и контроля заболеваний, а также ее значения для экспериментальных результатов и благосостояния животных; ─ представление о взаимосвязи между микробным заражением и здоровьем животных и их влиянии на результаты экспериментов; ─ информированность о требованиях к питанию животных и установленном порядке кормления; ─ оценка пригодности различных рецептур, типов специальных диет и разных режимов питания; ─ представление о воздействии характера питания на результаты экспериментов, включая изменения в составе диет, а также последствиях чрезмерного и недостаточного кормления; ─ понятие о факторах, влияющих на выбор специальных диет и режимов питания; ─ осознание необходимости постоянной подачи питьевой воды и различные способы обеспечения этого процесса; ─ осведомленность о пригодности и применяемости различных типов подстила и используемых для этого материалов. В. Обеспечение физиологических потребностей и уровня здоровья животных без ущерба научной достоверности исследования или процедуры 1. Физиологические потребности ─ понимание, какие факторы следует учитывать при оценке здоровья животных; ─ информированность о поведенческих и относящихся к окружающей среде потребностях животных в свете их здоровья; ─ наблюдение и толкование особенностей поведения соответствующих видов животных;
─ представление о путях максимального повышения здоровья соответствующих видов лабораторных животных в процессе их содержания. 2. Здоровье животных ─ оценка уровня стресса, дистресса или испытываемого животным страдания; ─ осознание важности регулярных контактов с человеком во избежание ненужного дистресса у лабораторных животных; ─ понимание необходимости максимальной стандартизации животных как обязательного условия сокращения их количества и знание путей достижения этого в свете их здоровья; ─ распознавание признаков ухудшения здоровья у животных соответствующих видов. 3. Научная достоверность ─ информированность о потенциальном влиянии социального поведения животных на научную достоверность исследования; ─ понимание важности адаптации лабораторных животных к установившемуся режиму содержания до начала эксперимента; ─ осведомленность о важности мер, предпринимаемых в целях сведения до минимума стресса при размещении соответствующих лабораторных видов; ─ информированность о влиянии комплекса факторов окружающей среды на биологическую вариабельность, а также отдельных животных; ─ осознание важности состояния здоровья животного с учетом научной достоверности исследования; ─ знание преимуществ животных, адаптированных к определенным условиям до начала экспериментальных исследований; ─ представление о преимуществах использования обученных экспериментальных животных и путях достижения этого. Г. Обращение с животными, использование основных техник и эвтаназия 1. Обращение и поведение ─ понимание принципов и важности корректного обращения и нормального поведения в свете их предполагаемого применения; ─ выбор подходящего способа фиксации; ─ отбор и использование соответствующих методов идентификации (маркировки). 2. Введение веществ ─ знание путей распределения и вывода из организма наиболее широко используемых соединений при различных способах их введения;
─ введение соединений и выбор способа введения в зависимости от условий и целей эксперимента; ─ владение правильной техникой (а также распознавание известных побочных эффектов) перорального, подкожного, внутримышечного, внутрибрюшинного и внутривенного введения соединений. 3. Способы забора образцов ─ знание методов, используемых для забора образцов крови, жидких сред организма, фекалий и мочи; ─ демонстрация правильного забора образцов крови, фекалий и мочи; ─ осведомленность о причинах ограничения частоты сбора образцов и их объема; ─ обсуждение преимуществ и недостатков этих методов; ─ демонстрация правильных способов хранения биологических образцов. 4. Эвтаназия ─ определение эвтаназии и перечень причин для ее проведения; ─ характеристика наиболее часто используемых методов эвтаназии; ─ отбор соответствующе го (их) метода(ов) в соответствии с целью и условиями эксперимента; ─ представление о неприемлемых методах эвтаназии; ─ проведение эвтаназии и подтверждение смерти животного химическим или физическим методом. 5. Сбор данных ─ составление протокола эксперимента с использованием животных; ─ сбор и хранение данных в соответствии с принципами добротной лабораторной практики [Good Laboratory Practice (GLP)]. Д. Выявление недостатков в сфере благосостояния животных и других усложняющих факторов 1. Оценка здоровья ─ наблюдение за состоянием здоровья и его оценка у используемых видов животных; ─ представление о биологической вариабельности, присущей нормальным здоровым животным; ─ ознакомление с литературными источниками, содержащими физиологические данные по используемым видам животных. 2. Распознавание боли, страдания и дистресса ─ распознавание признаков боли, страдания и дистресса, представление о концепции гуманного умерщвления и необходимости их определения перед процедурами; ─ знание главных стресс-факторов для используемых видов животных; ─ оценка степени и понимание границы «жестокости» процедуры. 3. Распознавание заболевания ─ распознавание признаков заболевания у используемых видов животных и предпринимаемые в данном случае действия; ─ мониторинг здоровья и профилактика заболеваний в зависимости от используемых видов животных и процедуры; ─ осознание важности заболеваний, протекающих в скрытой форме. Е. Анестезия, анальгезия и основные принципы хирургии 1. Методы анестезии ─ определение анестезии; ─ знание показаний к проведению общей и местной анестезии; ─ представление об основных методах проведения общей анестезии;
─ осведомленность о препаратах, наиболее часто использумых для проведения анестезии, специфических показаниях и противопоказаниях к их применению. 2. Дооперационный уход ─ осознание важности дооперационного физического осмотра и значения ограничения приема пищи; ─ понимание важности премедикации как средства, обеспечивающего благополучие животного и более плавное введение в состояние наркоза; ─ представление о наиболее часто используемых транквилизаторах, антихолинергических средствах и их правильном введении; ─ подготовка животного к хирургическому вмешательству. 3. Наркоз ─ оценка глубины наркоза у используемых видов животных; ─ осознание важности контроля за ходом анестезии, поддержание и регистрация соответствующих показателей; ─ представление об осложнениях, обычно возникающих при анестезии, и умение на них быстро реагировать; ─ использование аппаратов для проведения анестезии; ─ знание об основных препаратах, вводимых для выведения из наркоза. 4. Послеоперационный уход, анальгезия ─ внимательное наблюдение за животным в послеоперационный период, контроль дыхания, пульса, температуры, области, где было проведено хирургическое вмешательство, и общего состояния; ─ распознавание и быстрое устранение осложнений, возникающих после применения анестезии; ─ представление о положительном влиянии анальгезии и введения анальгетиков; ─ знание характеристик и осведомленность о продолжительности действия наиболее широко используемых анальгетиков. 5. Основные принципы асептической хирургии ─ понимание важности поддержания стерильности в операционной и проведения асептических процедур; ─ подготовка и правильное проведение стерилизации хирургических инструментов и тампонов, шовного и перевязочного материала. Ж. Гигиена труда и безопасность 1. Зоонозы и опасные патогенные факторы ─ представление о состоянии здоровья исследуемых животных, основных патогенных факторах, оказывающих на них влияние, и связанном с этим риском для человека. 2. Опасные химические соединения ─ осведомленность об основных факторах риска, связанных с обращением с наиболее широко используемыми категориями газов, растворителей, кислот, щелочей и солей, применяемыми в биомедицинских исследованиях и тестировании; ─ знание основных факторов риска, связанных с обращением с лекарственными препаратами и другими фармакологически активными тест-субстанциями; ─ правильное толкование символов и предостерегающих надписей на этикетках фармакологически активных субстанций; ─ осознание потенциальной опасности неправильного смешивания различных химических соединений. 3. Биологическая опасность ─ представление о факторах риска, связанных с работой с вирусами и генетически измененными организмами; ─ знание факторов риска, связанных с материалами, инфицированными микроорганизмами; ─ представление о факторах риска, присущих биологическим материалам человеческого происхождения. 4. Аллергии ─ представление о причинах возникновения аллергии; ─ распознавание ранних признаков, указывающих на развитие аллергии. 5. Меры предосторожности и защита персонала ─ знание соответствующего европейского и национального законодательства, а также местных мероприятий по гигиене труда и обеспечению безопасности персонала; ─ осведомленность о программах по охране здоровья персонала, подвергающегося химической и биологической опасности; ─ знание основных принципов гигиены и асептики; ─ правильное обращение с защитными средствами и оборудованием (вытяжными шкафами, масками и т.д.); ─ принятие необходимых мер предосторожности для максимального снижения потенциального риска. 6. Первая помощь ─ знание местных мероприятий, проводимых при несчастном случае; ─ представление о том, что может быть и что должно быть сделано до прибытия помощи. 7. Захоронение отходов и законодательство, направленное на охрану здоровья ─ знание национального законодательства, связанного с окружающей средой и ее охраной; ─ представление о местных мероприятиях по захоронению отходов; ─ классификация различных видов отходов; ─ правильная обработка материалов до их захоронения; ─ знание местных мероприятий по правильному захоронению трупов животных. Альтернативные пути достижения уровня компетентности категории В Один из таких способов – прохождение отдельных курсов. В этом случае сложнее структурировать представленные материалы, а обучение практическим основам должно иметь индивидуальный подход. Такие курсы позволяют более эффективно использовать квалифицированных преподавателей. Другая возможность – краткосрочные курсы повышения квалификации; в этом случае изучение теории сочетается с приобретением практических навыков непосредственно на рабочем месте. Повышение уровня компетентности посредством непрерывного обучения Любые знания, полученные в процессе обучения, если только они постоянно не используются и не совершенствуются, со временем устаревают. Должен существовать механизм, обеспечивающий поддержание компетентности на современном уровне в процессе дальнейшего соответствующего обучения. Государственные властные структуры, отвечающие за компетентность специалистов, должны поощрять выполнение этой задачи. Оценка уровня компетентности Присуждение признанного уровня компетентности недопустимо без тщательной оценки кандидата. В случае категории В необходима проверка не только теоретических знаний, но, даже в большей степени, полученных практических навыков. Дальнейшее обучение в соответствии с данными рекомендациями FELASA и результат, оцененный как успешный, должны подтверждаться дипломом, в котором будут подробно описаны теоретическая и практическая составляющие достигнутого уровня компетентности и который будет пользоваться европейским признанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|