Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Директивы FELASA по образованию специалистов в области науки о лабораторных животных (категория D)




FELASA определяет категорию D как руководство лабораторией и специализацию более высокого уровня, как лица, чья квалификация опыт позволяют выполнять по крайней мере следующие обязанности:

1) управлять всеми животными, человеческими и физическими ресурсами учреждения, где содержатся лабораторные животные;

2) создавать условия для здоровья и благосостояния животных;

3) оказывать в случае необходимости помощь и содействие исследователям, работающим с лабораторными животными, а также обеспечивать практическую поддержку научно-исследовательских программ;

4) обеспечивать соответствие деятельности всем законам, правилам и директивам, касающимся разведения, содержания и использования лабораторных животных, а также управления виварием;

5) нести ответственность за разработку и представление образовательных программ для внутреннего и внешнего пользования по гуманному содержанию и использованию лабораторных животных, продолжающих развитие концепции 3R;

6) содействовать дальнейшему развитию нововведенных концепций гуманного содержания и использования лабораторных животных, включая проводимые исследования в области науки о лабораторных животных.

Уровень обучения

Образование и обучение специалистов в области науки о лабораторных животных должно предлагаться в виде последипломного обучения.

Специфические требования

Основным требованием для получения дальнейшего образования в области науки о лабораторных животных должно быть наличие степени по биомедицинским или ветеринарным наукам или другой сертифицированной эквивалентной квалификации. Предполагается, что кандидат еще до начала курса обучения будет иметь соответствующий опыт в области науки о лабораторных животных.

Свидетельство об успешном окончании курса может быть получено только после сдачи экзамена или подтверждения квалификации в другом виде. Заключительная оценка или экзамен будут свидетельствовать о способности кандидата проводить научно-исследовательскую работу.

Примером такой оценки может быть:

1) публикация научной статьи в качестве главного автора на основе именно оригинального научного исследования (не истории болезни) в одном из рецензируемых журналов;

2) подготовленный определенным образом отчет в виде описания нескольких историй болезни;

3) разработка небольшого научно-исследовательского проекта и демонстрация использования научного метода (выполнение данного проекта в учреждении, имеющем непосредственное отношение к науке по лабораторным животным, не является обязательным условием).

 

Учебный план

 

Последипломное образование в области науки о лабораторных животных длится от одного года до четырех лет (см. таблицу). Данная рабочая группа рекомендует двухгодичное последипломное образования при обучении, занимающем полный рабочий день, или эквивалентное с частичной занятостью, предусматривающее рассмотрение всех тем и требований категории D. Оно должно включать шесть месяцев на подготовку научно-исследовательского проекта. Каждый из разделов от А до 3 должен преподаваться в аккредитованных учреждениях и контролироваться назначенным экспертом. В зависимости от имеющейся подтвержденной квалификации, образования или опыта может быть получено освобождение от части курса.

Подробный учебный план

А. Законодательство, благосостояние и этические аспекты

1. Законодательство

а) обзор международного законодательства и норм, касающихся использования животных

общее представление о данном предмете, поддержка важных действующих практик, например, Конвенции по международной торговле исчезающими видами растений и животных (CITES), надлежащей лабораторной практики (GLP), обеспечение исторической перспективы;

б) европейские законы (Европейская конвенция по защите позвоночных животных, используемых в экспериментальных и других научных целях от 1986 г. и Директива Совета Европы 86/609)

содействие проведению дискуссий и консультаций по данному вопросу с учеными из других стран;

в) национальное законодательство

обеспечение соблюдения учеными законов;

г) процедуры регистрации и выдачи лицензий; компетентные лица; должностные лица, занимающиеся вопросами благосостояния животных; виварии; минимальная площадь пола в клетках и т.п.; поставка лабораторных животных и источники их получения; положения, регулирующие практическую деятельность

руководство учреждением в рамках юридических норм;

д) надзор со стороны органов управления и комиссии по этике

осуществление юридического и этического надзора за вивариями и экспериментами на животных;

е) альтернативы экспериментам на животных, выбор вида животных и их количества в группе (юридические аспекты)

наличие у специалистов хороших практических знаний и понимание возможностей и ограничений применения альтернативных методов

проведение научной экспертизы аспектов, касающихся планирования исследований на животных.

2. Благосостояние

а) филогенетические, генетические и онтогенетические аспекты поведения

понимание фундаментальных процессов, лежащих в основе поведения;

б) изучение, коммуникация, социальная организация и взаимодействие с окружающей средой

получение знаний, необходимых для оценки встречающегося неадаптированного поведения и возможных его причин;

в) этологические параметры как индикаторы основных требований к окружающей среде, обогащение окружающей среды и контроль экспериментальных переменных

развитие профессионализма и знаний, позволяющих принимать соответствующие корректирующие меры;

г) поведенческие характеристики интактных и экспериментальных животных (экспериментальный
стресс, спонтанные и индуцированные мутации)

приобретение навыков по установлению и диагностике нормального и измененного поведения;

д) гомеостаз, способность к адаптации и ее ограничения, стресс и дистресс

понимание процессов, лежащих в основе стресса, его устранения и дистресса;

е) патология поведения, здоровье

осознание того, что здоровье - это нечто большее, чем просто отсутствие болезни, боли и дистресса; проблемы при оценке состояния здоровья;

ж) распознавание и оценка стресса и дистресса

получение знаний, позволяющих производить оценку случаев возникновения стресса и дистресса;

з) контроль стресса и дистресса

развитие профессионализма и знаний, позволяющих принимать соответствующие меры

3. Этические аспекты проведения экспериментов на животных

а) взаимоотношения между человеком и животными, исторические корни и религиозные аспекты, служащие примером развития библейских и греческих традиций; современные концепции – специсизм (безразличие к страданиям животных), эгалитаризм, права животных; антропо- и биоцентрический подходы

понимание различных основных этических позиций и их исторических корней

закладка основы для вдумчивого исследования моральных ценностей, невзирая на личные моральные принципы

поощрение чувства ответственности;

б) внутренние ценности и моральные аспекты использования животных

формирование личной этической позиции;

в) этический диалог и этическая аргументация, ловушки в аргументации, этика общения

развитие навыков моральной аргументации и правильного отношения к использованию животных;

г) различия в философских и научных взглядах на происхождение жизни (библейская версия сотворения мира в сравнении с концепцией эволюции) и проблема взаимопонимания философов и ученых; конфликт между этическим принципами благоговения перед жизнью и использования человеком животных в целях самосохранение

эффективное влияние на политические решения и регулирующие деятельность законы

создание основы для проведения дискуссий в этических комиссиях;

д) модели этической аргументации и этического оправдания научно-исследовательских проектов; этические принципы и руководства, касающиеся проведения научных экспериментов животных

убедительное отстаивание своей позиции при контактах с общественностью и средствами массовой информации.

Б. Управление виварием и его ресурсами

1. Направление рабочих программ

а) развитие программ и практических руководств

соответствие требованиям высокого качества содержания лабораторных животных, их биологическим и другим потребностям;

б) развитие структуры персонала

создание условий для выполнения всех административных, управленческих и технических функций;

в) осуществление проверки

создание условий для регулярной оценки деятельности и ее проверки по мере необходимости.

2. Прием персонала

а) стандарты, касающиеся квалификации и опыта

определение различных категорий труда;

б) развитие трудовой иерархии

организация работы персонала и его взаимодействие, описание трудовых обязанностей и целей управления, а также обеспечение программ профессионального роста;

в) критерии и рассмотрение эффективности труда персонала

обратная связь с персоналом и внедрение программ повышения производительности.

3. Финансовый контроль

а) обеспечение бюджета

обеспечение достаточного распределения по отдельным статьям, организация процесса своевременной фиксации индивидуальных расходов;

б) политика закупок

процедуры по проведению переговоров с поставщиками с целью заключения договора о наиболее выгодных ценах;

в) оценка стоимости животных

включение закупочной цены, расходов на содержание и персонал, накладных расходов как необходимых для полного или частичного отчета.

4. Стратегическое руководство

а) стратегия планирования

определение будущих потребностей и направления деятельности;

б) влияние на политику и директивы учреждения

выполнение данных положений и оценка результатов политики и деятельности учреждения.

5. Компьютеризированные системы управления

а) содержание животных и информационная система

содействие при заказе животных, проведение инвентаризации, хранение записей о состоянии здоровья животных и их истории, контроль качества и программы разведения;

б) инвентаризация

обеспечение эффективного снабжения и использования оборудования и материалов;

в) производственная бухгалтерия

учет окупаемости использования животных, сооружений и оборудования; развитие основ сдерживания роста издержек;

г) контроль факторов окружающей среды

обеспечение их соответствия директивам, правилам и требованиям, касающимся благосостояния животных;

д) системы, обеспечивающие соответствие использования животных требованиям законодательства

контроль за легальным использованием животных и сбор статистических данных по их использованию.

в. Создание условий для обучения персонала

а) разработка и реализация программ

поддержка эффективной работы администрации, руководящего и технического персонала

7. Связи

а) внутренние связи

обеспечение на должном уровне сервиса, руководство учреждением, хорошая осведомленность и понимание внутренних проблем;

б) внешние связи

обеспечение хорошего понимания обществом потребностей учреждения, например, формирование в обществе положительного восприятия организации; совершенствование внутренней деятельности на основе новой научной и коммерческой информации;

в) связи с общественностью

овладение навыками общения с широкой общественностью по таким вопросам, как цели, методы и положительные результаты научных исследований.

8. Сотрудничество с научным персоналом

а) обеспечение ресурсами

поддержка научных исследований и проведения экспериментальной работы, организация правильного ухода за животными экспертизы, создание условий для оказания помощи в ходе эксперимента и обучения манипуляциям с животными;

б) проведение научных исследований

в сотрудничестве с другими учеными

индивидуальная работа в какой-либо области науки о лабораторных животных и их благосостояния (см. также «Специфические требования» и «Учебный план»).

9. Эксплуатация вивария

а) надлежащая гигиена в виварии

включение всех процедур, поддерживающих те функции, которые касаются удовлетворения биологических и других нужд животных, а также процедур, отвечающих требованиям персонала, осуществляющего уход за животными, исследователей и руководства;

б) хранение материалов и оборудования

обеспечение целесообразного и регулярного снабжения и распределения;

в) контроль и захоронение отходов

осуществление в соответствии с инструкциями;

г) мониторинг и хранение записей

обеспечение эффективного проведения всех операций.

10. Проектирование вивария

а) состав и деятельность конструкторской группы

работа с архитекторами, инженерами, топографами и геодезистами, консультантами по эксплуатации, представителями финансовых структур, администрацией и заказчиком;

б) рассмотрение вопроса о местоположении и размещении вивария

учет характеристик окружающей среды, влияния внешних факторов и взаимодействия с другими участками внутри данной структуры;

в) соображения, касающиеся животных

учет таких аспектов, как виды и количество животных, их разведение и(или) закупка, содержание животных и(или) проведение экспериментов, микробиологический статус животных и методы их содержания;

г) соображения, касающиеся сооружения

основной принцип и тип конструкции; стоимость; детальное планирование и спецификация помещений вивария, вспомогательных структур и их функций; взаимосвязь между виварием и вспомогательными структурами; транспортное обеспечение; обслуживание; окружающая среда и ее контроль; программы содержания животных.

11. Здоровье и безопасность

а) законы, инструкции и правила

обеспечение безопасности проводимых в виварии операций и их легального разрешения, охрана здоровья персонала.

В. Биология лабораторных животных

1. Анатомия млекопитающих и других видов животных

а) общая анатомия

описание строения и функций основных органов и систем наиболее часто используемых видов животных;

б) сравнительная анатомия

выбор наиболее подходящей модели на животных с точки зрения межвидовой экстраполяции данных.

2. Физиология млекопитающих и других видов животных

а) общая физиология

знание механизмов и физических / химических принципов, лежащих в основе жизненно важных процессов;

б) сравнительная физиология

выбор наиболее подходящей модели на животных.

3. Иммунология

а) общие принципы

знание клеточных и биохимические компонентов иммунного ответа;

б) животные с иммунодефицитом

характеристика наиболее используемых линий и видов.

4. Сравнительная клиническая патология

а) преданалитические факторы

влияние забора образцов, обращения и хранения на результаты анализа;

б) аналитическое оборудование и инструменты

выбор и подготовка наиболее подходящего лабораторного оборудования;

в) наиболее важные гематологические параметры; показатели коагуляции, агрегации, химический состав кров и анализ мочи

выбор наиболее подходящих для контроля анализов;

г) границы нормы: определение показателей нормы для различных видов животных и их колебания в зависимости от возраста, пола и линии

интерпретация аналитических данных и выбор наиболее подходящей модели на животных;

д) программы контроля качества

обеспечение качества аналитических процедур и результатов.

5. Посмертное обследование

а) вскрытие трупа

владение наиболее подходящими методами проведения аутопсии;

б) макроскопическая патология

распознавание наиболее важных макроскопических изменений в органах и тканях;

в) изъятие и фиксация органов

надлежащее обращение с образцами до их дальнейшего изучения;

г) гистопатология и гистохимия

знание наиболее важных этапов и методов, используемых в гистопатологии и гистохимии.

6. Различные аспекты сравнения с человеком

а) адсорбция, распределение, метаболизм, экскреция (adsorption, distribution, metabolism, excretion – ADME) и биологическая доступность экзогенных соединений

выбор модели на животных, наиболее подходящей для испытания определенных классов соединений;

б) моделирование на животных патологических состояний человека

знание наиболее важных спонтанных и индуцированных моделей заболеваний человека;

в) экстраполяция на человека данных, полученных на животных

понимание значимости экспериментальных результатов для здоровья человека.

Г. Содержание, разведение и генетика

1. Содержание

а) системы размещения животных

обеспечение оптимальных условий и оборудования для содержания животных;

б) обогащение окружающей среды

ее соответствие поведенческим и социальным потребностям.

2. Микро- и макросреда

а) температура, относительная влажность, вентиляция, относительное давление воздуха и его фильтрация, освещение, шум и другие контролируемые факторы окружающей среды

понимание и практическое знание данных параметров и их контроль, поддержание факторов окружающей среды в режиме максимального соответствия потребностям животных и персонала, а также принятым нормам.

3. Питание и кормление

а) составление диет

влияние различных параметров корма и аспектов кормления на животных и научное исследование;

б) источники энергии, волокна, витамины, минеральные вещества и др.

определение потребностей организма в данных составляющих и соответствие им;

в) режимы кормления

оценка различий между кормлением без ограничения, с ограничениями и кормлением, предполагающим определение потребления корма животным в ходе эксперимента;

г) вариации в составе диет

основания для вариаций и связанные с этим проблемы;

д) специальные диеты

потребности в различные периоды жизни (отъемыши, молодые и старые животные) и для достижения определенных научно-исследовательских целей;

е) влияние копро- и цекофагии

понимание биологического влияния и связанных с этим проблем;

ж) влияние диеты на результаты эксперимента

влияние избыточного и недостаточного кормления, состава диеты, а также социальной депривации;

з) контаминанты и их контроль

обнаружение и контроль химического загрязнения и заражения микроорганизмами и паразитами;

и) влияние методов стерилизации

сравнение преимуществ и недостатков термической, химической обработки, облучения и использования этиленоксида;

к) хранение и контроль качества

регулирование и регистрация температуры, влажности и вентиляции при хранении кормов; важность химического анализа.

4. Подача воды

а) бутылки и устройства для автоматической подачи воды

определение преимуществ и недостатков использования различных систем;

б) рН, жесткость, микробиологические и химические примеси

определение влияния на здоровье и результаты научных исследований;

в) обработка и стерилизация

определение эффективности и стоимости;

г) лишение воды

осведомленность об этологии, необходимости обеспечения водой, объеме потребления и влиянии на здоровье.

5. Подстил

а) типы подстила

знание оптимальных требований, преимуществ и недостатков различных типов;

б) загрязнители

осведомленность о влиянии на здоровье и результатах экспериментов;

в) обработка, стерилизация и хранение

определение требований в зависимости от типа содержания;

г) использование клеток со сплошным и сетчатым/щелевым полом

определение условий, при которых использование подстила нецелесообразно.

6. Гигиена

а) вирусы, бактерии, грибки и простейшие

понимание влияние гигиены на микробиологическое окружение животных;

б) химические примеси

оценка источников химического загрязнения среды обитания животных;

в) чистка, дезинфекция и стерилизация

определение оптимальных условий обработки вивария, оборудования и вспомогательных средств при различных типах содержания животных;

г) микробиологический, паразитарный и химический контроль

организация и осуществление программ мониторинга, необходимых для высококачественного содержания животных;

д) захоронение отходов

определение и использование соответствующих методов, соблюдение регулирующих данную деятельность требований.

7. Разведение

а) размножение позвоночных: циклы изменения репродуктивной системы, окружающая среда и стимулы; видовые, линейные и сублинейные различия

понимание теоретических и практических аспектов размножения;

б) методы разведения; продуктивность; групп постоянного и временного скрещивания; обора стока разведения; программы скрещивания, предъявляющие различные требования к животным (количество, возраст, пол и т.д.); генетические характеристики и схемы разведения (бэккросс, интеркросс, рандомбридинг, контроль чистоты инбредных линий, генетический контроль влияние условий содержания и окружающей среды

получение теоретических и практических знаний, необходимых для выбора в различных ситуациях оптимального метода размножения

в) статус здоровья животных в свете их разведения; влияние на продуктивность; методы оборудование, используемые для деконтаминации; содержание животных с определенным статусом здоровья; мониторинг здоровья

понимание важности состояния здоровья животных и знание методов, используемых для его поддержания и пригодных для уничтожения определенных патогенных организмов;

г) организация и управление, анализ затрат

характеристика образовательных программ по организации вивария и эффективному и экономичному руководству.

8. Генетика

а) введение, менделирующая наследственность полигенные признаки

ознакомление с теорией генетики;

б) аутбредная колония: определение, преимущества и ограничения, ведение аутбредных колоний, стандартизация, дрейф генов

правильное поддержание и разведение аутбредного стока;

в) инбредная колония, гибриды F1; определение, преимущества и ограничения

содержание и разведение инбредных, рекомбинантных линий и гибридов F1;

г) генетические модели заболеваний на животных: полигенные модели, полученные селекцией; спонтанные мутации; трансгенные и нокаутные животные (определение, чрезмерная экспрессия гена, гомологичная рекомбинация, экспрессия и трансмиссия гена, валидация модели); влияние генетического фона

знание различных методов создания генетических моделей на животных;

г) контроль генетической стандартности: фенотип, пересадка кожных трансплантатов, биохимические маркеры, иммунологические маркеры, маркеры ДНК

создание программ генетического мониторинга и обработка полученных данных,

Г. Микробиология и заболевания

1. Микробиология

а) специальный обзор бактериологии, паразитологии и вирусологии лабораторных животных; понятия, включающие классификацию (таксономию), физические аспекты, характеристики, строение и резистентность к внешним условиям (физическим, химическим, биологическим); условия размножения и выживания; методы определения, включая микроскопические, культуральные, серологические и анализ ДНК

понимание этиологии и отличий от инфекционных заболеваний; элементарное представление о возможных методах лечения, применяемых штатными ветеринарами;

б) микробиологический статус различных категорий животных: гнотобиотические, безмикробные, свободные от определенных патогенных организмов и конвенциональные животные; модифицированные животные (облученные, трансгенные или др.); микробиологические процедуры; программы скрининга

знание гигиенического и санитарного статуса некоторых определенных категорий лабораторных животных и осознание взаимодействий между животными и внешними факторами.

2. Заболевания

а) неинфекционные заболевания, обнаруживаемые у лабораторных животных: физические, химические, радиационные и другие повреждения; естественные физиологические нарушения (проблемы, возникающие при беременности, рождении, в результате драк между животными, возрастные проблемы); врожденные заболевания; иммунологические заболевания; онкогенез; расстройства алиментарного происхождения (перекармливание, голодание, дефициты и т.д.); экспериментальная или непредвиденная интоксикация; аномальное поведение: тик, членовредительство, поведение, связанное со стрессом; хирургическая патология

знание основ их этиологиии и отличий от инфекционных заболеваний, возможное лечение;

б) инфекционные заболевания: болезни лабораторных животных; зоонозы, эпидемиология и специальные меры безопасности; общие и специфические симптомы отдельных заболеваний; диагностика; профилактика, лечение и его эффективность; особое внимание к индуцированным инфекционным заболеваниям

общее представление о стратегии выявления проблем, связанных со здоровьем, а также о методах диагностики основных заболеваний, определения возбудителей и соответствующих мерах, предпринимаемых штатным ветеринаром.

3. Симптоматика клинических заболеваний

а) общие проявления: внешний вид, слабость, масса тела, температура, нарушения кожного покрова и т.д.; специфичные проявления со стороны различных систем организма: нервная система: боль, обмороки, парез, паралич; опорно-двигательный аппарат; сердечно-сосудистая и дыхательная системы; пищеварительная система; мочеполовая система; эндокринная система; показатели анализов, выходящие за пределы нормы, и соответствующие симптомы

общее понимание этиологии, симптоматики и влияния данных заболеваний на экспериментальные результаты;

б) диагностика, принципы дифференциальной диагностики

понимание основ работы штатного ветеринара по контролю и ведению отчетности о статусе здоровья лабораторных животных, а также диагностике по клиническим проявлениям изменений состояния здоровья.

Д. Планирование и реализация научно-исследовательских программ и экспериментов на животных

1. Определение цели исследования

а) обзор литературы

умение вести поиск в общих базах данных по биомедицине и ветеринарии (например, в MEDLINE, CAB-I, CSA, AGRICOLA) и специализированных базах данных (например, в PREX, T-BASE, TOXUNE)

хранение литературы и организация поисковой системы;

б) анализ необходимой информации и выдвижение гипотезы

отбор необходимой информации и определение цели и задач исследования на животных с учетом ограничений, обусловленных бюджетом, временем, оборудованием, оснащением и т.п.

составление плана по проведению эксперимента на животных.

2. Выбор модели на животных

а) разработка критериев

получение ясного представления о требованиях, предъявляемых к модели на животных, и учет аргументов за и против использования альтернатив;

б) специфические характеристики видов и линий

поощрение поиска максимального соответствия между моделью на животных и требованиями эксперимента;

в) требования к микробиологической стандартизации, животные с определенным микробиологическим статусом

представление о влиянии микробиологического статуса животного на результаты экспериментов;

г) требования к генетической стандартизации, модели с определенной генетической характеристикой (см. также разд. Г8)

знание различных классов животных с определенной генетической характеристикой преимуществ и недостатков использования инбредных, коизогенных, конгенных, трансгенных линий, гибридов F1, аутбредных стоков и популяций гибридов;

д) генетические модели в сравнении с индуцированными

общее представление о различных категориях моделей на животных;

е) приобретение (закупка, транспортировка, видовые особенности, обусловленная окружающими условиями продолжительность адаптации, карантин)

знание практических и организационных аспектов приобретения животных для научных исследований;

ж) видовые особенности требований к условиям окружающей среды

ознакомление с требованиями и потенциальными проблемами, возникающими при содержании в виварии животных различных видов

представление о взаимосвязи между условиями содержания и благосостоянием животных.

3. Планирование эксперимента

а) определение необходимого количества животных для экспериментальных и контрольных групп: power-анализ

понимание важности консультации со статистиком перед началом эксперимента, например, для оценки валидности выборки и достоверности результатов, а также для принятия решения, одобрить данную гипотезу или отказаться от нее;

б) выборка

выработка стратегии получения типичной выборки данной популяции;

в) рандомизация; планы опытов по схемам рандомизированных блоков, кроссовера (перекрещивания), латинского квадрата (решетка-квадрат) и сплитплота (расщепленных участков

ознакомление с различными подходами к планированию эксперимента в зависимости от поставленных задач;

г) статистический подход

знание основ статистического анализа в экспериментах на животных и возможностей статистики в сокращении необходимого количества животных;

д) экспериментальные переменные

их определение, описание, влияние на научные исследования и контроль статистическими методами.

4. Воздействие на опытные и контрольные группы

а) экспериментальные процедуры (см. также разд. Ж)

оценка уровня дискомфорта и степени его влияния на благосостояние животных и результаты экспериментов;

б) возможности усовершенствования

стимуляция поиска совершенствующих альтернатив;

в) использование плацебо/симуляции

выбор соответствующей контрольной группы;

д) анестезия/аналгезия/хирургия

подтверждение отличия ответа на воздействие от эффекта используемых анестетиков/анальгетиков или проводимой хирургической процедуры.

5. Организационные и административные аспекты проведения экспериментов на животных

а) представление протокола на рассмотрение

знание основных принципов, принимаемых во внимание при подаче протокола на рассмотрение комиссии по этике или другой контролирующей организации;

б) описание материально-технического обеспечения, компетентность персонала, сбор и обработка данных

получение информации, необходимой для эффективного проведения исследования, включая разделение функций между различными лицами, вовлеченными в эксперимент.

5. Отчет о результатах эксперимента

а) устное представление исследования

представление научного доклада;

б) подготовка манускрипта в соответствии с требованиями международного журнала соответствующего профиля

публикация результатов исследования.

Е. Анестезия, анальгезия и эвтаназия

1. Физиология ноцицептивной чувствительности

а) периферическое восприятие боли

представление о современной концепции боли, видовых и индивидуальных различиях восприятия и ответа на острые и хронические болевые ощущения

знание локализации болевых рецепторов в коже и тканях животных и химической медиации ноцицептивной активности;

б) передача импульсов

знание видовых особенностей восходящих путей передачи болевых ощущений;

в) периферические и центральные механизмы распознавание боли

представление о разнообразии нервных и эндокринных механизмов восприятия острой и хронической боли, путях модуляции входящих сигналов;

г) болевой ответ

представление о нисходящих путях, местной и общей реакции на качественно и количественно различающиеся раздражители;

д) реакция животных различных видов на боль

знание видовых и индивидуальных различий восприятия боли.

2. Фармакология и фармакокинетика соединений, используемых для анестезии, анальгезии и эвтаназии

а) соединения, антагонисты, миорелаксанты

ознакомление с наиболее распространенными соединениями, их эффективностью и фармакокинетикой;

б) видовые различия

иллюстрация широкого диапазона ответов на введение соединений;

в) экзо- и эндогенные факторы, влияющие на фармакокинетику

учет влияния окружающей среды (например, циркадных ритмов, температуры) и субъективных факторов (например, вида, пола, состояния здоровья, пищевого статуса, возраста);

г) влияние на системы органов

обращение особого внимания гомеостазу и патологическому влиянию;

д) влияние на эксперимент

идентификация факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента;

е) безопасность персонала

оказание особого внимания безопасности в отношении тератогенного и индуцированного ферментами воздействия, предупреждение приема препаратов персоналом (наркомании).

3. Анестезия

а) оборудование

применение оборудования, обслуживание и безопасность;

б) до- и посленаркозные процедуры

осуществление на практике и видовые особенности ухода;

в) общий и балансированный наркоз

представление о теории и практике ингаляционного наркоза; анестезии, вызываемой инъецируемыми препаратами; принципах искусственной вентиляции легких;

г) местная и региональная анестезия

понимание когда, где и как их следует проводить;

д) проведение и контроль

оценка глубины наркоза и различных жизненно важных функций, поддержание показателей на уровне гомеостатического порога, предупреждение осложнений; действия в критических ситуациях.

4. Анальгезия

а) оценка боли

распознавание и оценка этологических и жизненно важных показателей острой и хронической боли;

б) благосостояние животных

см, разд. А2;

в) цель эксперимента

идентификация факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента;

г) последствия

представление о влиянии веществ на гомеостаз, заживление ран, поведение и т.п.; схемы введения препаратов;

д) привыкание и толерантность

специальный учет наркотических веществ и схем введения препаратов.

5. Эвтаназия

а) законодательство

знание правовых аспектов и европейских рекомендаций;

б) этика, цели и благосостояние

рассмотрение моральных аспектов эвтаназии, причин умерщвления животных и наиболее гуманных методов проведения эвтаназии;

в) страх и дистресс у животных

учет и минимизация реакций отвращения у животных;

г) эмоциональное состояние лица, проводящего эксперимент

учет эмоц<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...