Директивы FELASA по образованию специалистов в области науки о лабораторных животных (категория D)
FELASA определяет категорию D как руководство лабораторией и специализацию более высокого уровня, как лица, чья квалификация опыт позволяют выполнять по крайней мере следующие обязанности: 1) управлять всеми животными, человеческими и физическими ресурсами учреждения, где содержатся лабораторные животные; 2) создавать условия для здоровья и благосостояния животных; 3) оказывать в случае необходимости помощь и содействие исследователям, работающим с лабораторными животными, а также обеспечивать практическую поддержку научно-исследовательских программ; 4) обеспечивать соответствие деятельности всем законам, правилам и директивам, касающимся разведения, содержания и использования лабораторных животных, а также управления виварием; 5) нести ответственность за разработку и представление образовательных программ для внутреннего и внешнего пользования по гуманному содержанию и использованию лабораторных животных, продолжающих развитие концепции 3R; 6) содействовать дальнейшему развитию нововведенных концепций гуманного содержания и использования лабораторных животных, включая проводимые исследования в области науки о лабораторных животных. Уровень обучения Образование и обучение специалистов в области науки о лабораторных животных должно предлагаться в виде последипломного обучения. Специфические требования Основным требованием для получения дальнейшего образования в области науки о лабораторных животных должно быть наличие степени по биомедицинским или ветеринарным наукам или другой сертифицированной эквивалентной квалификации. Предполагается, что кандидат еще до начала курса обучения будет иметь соответствующий опыт в области науки о лабораторных животных.
Свидетельство об успешном окончании курса может быть получено только после сдачи экзамена или подтверждения квалификации в другом виде. Заключительная оценка или экзамен будут свидетельствовать о способности кандидата проводить научно-исследовательскую работу. Примером такой оценки может быть: 1) публикация научной статьи в качестве главного автора на основе именно оригинального научного исследования (не истории болезни) в одном из рецензируемых журналов; 2) подготовленный определенным образом отчет в виде описания нескольких историй болезни; 3) разработка небольшого научно-исследовательского проекта и демонстрация использования научного метода (выполнение данного проекта в учреждении, имеющем непосредственное отношение к науке по лабораторным животным, не является обязательным условием).
Учебный план
Последипломное образование в области науки о лабораторных животных длится от одного года до четырех лет (см. таблицу). Данная рабочая группа рекомендует двухгодичное последипломное образования при обучении, занимающем полный рабочий день, или эквивалентное с частичной занятостью, предусматривающее рассмотрение всех тем и требований категории D. Оно должно включать шесть месяцев на подготовку научно-исследовательского проекта. Каждый из разделов от А до 3 должен преподаваться в аккредитованных учреждениях и контролироваться назначенным экспертом. В зависимости от имеющейся подтвержденной квалификации, образования или опыта может быть получено освобождение от части курса. Подробный учебный план А. Законодательство, благосостояние и этические аспекты 1. Законодательство а) обзор международного законодательства и норм, касающихся использования животных ─ общее представление о данном предмете, поддержка важных действующих практик, например, Конвенции по международной торговле исчезающими видами растений и животных (CITES), надлежащей лабораторной практики (GLP), обеспечение исторической перспективы;
б) европейские законы (Европейская конвенция по защите позвоночных животных, используемых в экспериментальных и других научных целях от 1986 г. и Директива Совета Европы 86/609) ─ содействие проведению дискуссий и консультаций по данному вопросу с учеными из других стран; в) национальное законодательство ─ обеспечение соблюдения учеными законов; г) процедуры регистрации и выдачи лицензий; компетентные лица; должностные лица, занимающиеся вопросами благосостояния животных; виварии; минимальная площадь пола в клетках и т.п.; поставка лабораторных животных и источники их получения; положения, регулирующие практическую деятельность ─ руководство учреждением в рамках юридических норм; д) надзор со стороны органов управления и комиссии по этике ─ осуществление юридического и этического надзора за вивариями и экспериментами на животных; е) альтернативы экспериментам на животных, выбор вида животных и их количества в группе (юридические аспекты) ─ наличие у специалистов хороших практических знаний и понимание возможностей и ограничений применения альтернативных методов ─ проведение научной экспертизы аспектов, касающихся планирования исследований на животных. 2. Благосостояние а) филогенетические, генетические и онтогенетические аспекты поведения ─ понимание фундаментальных процессов, лежащих в основе поведения; б) изучение, коммуникация, социальная организация и взаимодействие с окружающей средой ─ получение знаний, необходимых для оценки встречающегося неадаптированного поведения и возможных его причин; в) этологические параметры как индикаторы основных требований к окружающей среде, обогащение окружающей среды и контроль экспериментальных переменных ─ развитие профессионализма и знаний, позволяющих принимать соответствующие корректирующие меры; г) поведенческие характеристики интактных и экспериментальных животных (экспериментальный
─ приобретение навыков по установлению и диагностике нормального и измененного поведения; д) гомеостаз, способность к адаптации и ее ограничения, стресс и дистресс ─ понимание процессов, лежащих в основе стресса, его устранения и дистресса; е) патология поведения, здоровье ─ осознание того, что здоровье - это нечто большее, чем просто отсутствие болезни, боли и дистресса; проблемы при оценке состояния здоровья; ж) распознавание и оценка стресса и дистресса ─ получение знаний, позволяющих производить оценку случаев возникновения стресса и дистресса; з) контроль стресса и дистресса ─ развитие профессионализма и знаний, позволяющих принимать соответствующие меры 3. Этические аспекты проведения экспериментов на животных а) взаимоотношения между человеком и животными, исторические корни и религиозные аспекты, служащие примером развития библейских и греческих традиций; современные концепции – специсизм (безразличие к страданиям животных), эгалитаризм, права животных; антропо- и биоцентрический подходы ─ понимание различных основных этических позиций и их исторических корней ─ закладка основы для вдумчивого исследования моральных ценностей, невзирая на личные моральные принципы ─ поощрение чувства ответственности; б) внутренние ценности и моральные аспекты использования животных ─ формирование личной этической позиции; в) этический диалог и этическая аргументация, ловушки в аргументации, этика общения ─ развитие навыков моральной аргументации и правильного отношения к использованию животных; г) различия в философских и научных взглядах на происхождение жизни (библейская версия сотворения мира в сравнении с концепцией эволюции) и проблема взаимопонимания философов и ученых; конфликт между этическим принципами благоговения перед жизнью и использования человеком животных в целях самосохранение ─ эффективное влияние на политические решения и регулирующие деятельность законы ─ создание основы для проведения дискуссий в этических комиссиях;
д) модели этической аргументации и этического оправдания научно-исследовательских проектов; этические принципы и руководства, касающиеся проведения научных экспериментов животных ─ убедительное отстаивание своей позиции при контактах с общественностью и средствами массовой информации. Б. Управление виварием и его ресурсами 1. Направление рабочих программ а) развитие программ и практических руководств ─ соответствие требованиям высокого качества содержания лабораторных животных, их биологическим и другим потребностям; б) развитие структуры персонала ─ создание условий для выполнения всех административных, управленческих и технических функций; в) осуществление проверки ─ создание условий для регулярной оценки деятельности и ее проверки по мере необходимости. 2. Прием персонала а) стандарты, касающиеся квалификации и опыта ─ определение различных категорий труда; б) развитие трудовой иерархии ─ организация работы персонала и его взаимодействие, описание трудовых обязанностей и целей управления, а также обеспечение программ профессионального роста; в) критерии и рассмотрение эффективности труда персонала ─ обратная связь с персоналом и внедрение программ повышения производительности. 3. Финансовый контроль а) обеспечение бюджета ─ обеспечение достаточного распределения по отдельным статьям, организация процесса своевременной фиксации индивидуальных расходов; б) политика закупок ─ процедуры по проведению переговоров с поставщиками с целью заключения договора о наиболее выгодных ценах; в) оценка стоимости животных ─ включение закупочной цены, расходов на содержание и персонал, накладных расходов как необходимых для полного или частичного отчета. 4. Стратегическое руководство а) стратегия планирования ─ определение будущих потребностей и направления деятельности; б) влияние на политику и директивы учреждения ─ выполнение данных положений и оценка результатов политики и деятельности учреждения. 5. Компьютеризированные системы управления а) содержание животных и информационная система ─ содействие при заказе животных, проведение инвентаризации, хранение записей о состоянии здоровья животных и их истории, контроль качества и программы разведения; б) инвентаризация ─ обеспечение эффективного снабжения и использования оборудования и материалов; в) производственная бухгалтерия ─ учет окупаемости использования животных, сооружений и оборудования; развитие основ сдерживания роста издержек;
г) контроль факторов окружающей среды ─ обеспечение их соответствия директивам, правилам и требованиям, касающимся благосостояния животных; д) системы, обеспечивающие соответствие использования животных требованиям законодательства ─ контроль за легальным использованием животных и сбор статистических данных по их использованию. в. Создание условий для обучения персонала а) разработка и реализация программ ─ поддержка эффективной работы администрации, руководящего и технического персонала 7. Связи а) внутренние связи ─ обеспечение на должном уровне сервиса, руководство учреждением, хорошая осведомленность и понимание внутренних проблем; б) внешние связи ─ обеспечение хорошего понимания обществом потребностей учреждения, например, формирование в обществе положительного восприятия организации; совершенствование внутренней деятельности на основе новой научной и коммерческой информации; в) связи с общественностью ─ овладение навыками общения с широкой общественностью по таким вопросам, как цели, методы и положительные результаты научных исследований. 8. Сотрудничество с научным персоналом а) обеспечение ресурсами ─ поддержка научных исследований и проведения экспериментальной работы, организация правильного ухода за животными экспертизы, создание условий для оказания помощи в ходе эксперимента и обучения манипуляциям с животными; б) проведение научных исследований ─ в сотрудничестве с другими учеными ─ индивидуальная работа в какой-либо области науки о лабораторных животных и их благосостояния (см. также «Специфические требования» и «Учебный план»). 9. Эксплуатация вивария а) надлежащая гигиена в виварии ─ включение всех процедур, поддерживающих те функции, которые касаются удовлетворения биологических и других нужд животных, а также процедур, отвечающих требованиям персонала, осуществляющего уход за животными, исследователей и руководства; б) хранение материалов и оборудования ─ обеспечение целесообразного и регулярного снабжения и распределения; в) контроль и захоронение отходов ─ осуществление в соответствии с инструкциями; г) мониторинг и хранение записей ─ обеспечение эффективного проведения всех операций. 10. Проектирование вивария а) состав и деятельность конструкторской группы ─ работа с архитекторами, инженерами, топографами и геодезистами, консультантами по эксплуатации, представителями финансовых структур, администрацией и заказчиком; б) рассмотрение вопроса о местоположении и размещении вивария ─ учет характеристик окружающей среды, влияния внешних факторов и взаимодействия с другими участками внутри данной структуры; в) соображения, касающиеся животных ─ учет таких аспектов, как виды и количество животных, их разведение и(или) закупка, содержание животных и(или) проведение экспериментов, микробиологический статус животных и методы их содержания; г) соображения, касающиеся сооружения ─ основной принцип и тип конструкции; стоимость; детальное планирование и спецификация помещений вивария, вспомогательных структур и их функций; взаимосвязь между виварием и вспомогательными структурами; транспортное обеспечение; обслуживание; окружающая среда и ее контроль; программы содержания животных. 11. Здоровье и безопасность а) законы, инструкции и правила ─ обеспечение безопасности проводимых в виварии операций и их легального разрешения, охрана здоровья персонала. В. Биология лабораторных животных 1. Анатомия млекопитающих и других видов животных а) общая анатомия ─ описание строения и функций основных органов и систем наиболее часто используемых видов животных; б) сравнительная анатомия ─ выбор наиболее подходящей модели на животных с точки зрения межвидовой экстраполяции данных. 2. Физиология млекопитающих и других видов животных а) общая физиология ─ знание механизмов и физических / химических принципов, лежащих в основе жизненно важных процессов; б) сравнительная физиология ─ выбор наиболее подходящей модели на животных. 3. Иммунология а) общие принципы ─ знание клеточных и биохимические компонентов иммунного ответа; б) животные с иммунодефицитом ─ характеристика наиболее используемых линий и видов. 4. Сравнительная клиническая патология а) преданалитические факторы ─ влияние забора образцов, обращения и хранения на результаты анализа; б) аналитическое оборудование и инструменты ─ выбор и подготовка наиболее подходящего лабораторного оборудования; в) наиболее важные гематологические параметры; показатели коагуляции, агрегации, химический состав кров и анализ мочи ─ выбор наиболее подходящих для контроля анализов; г) границы нормы: определение показателей нормы для различных видов животных и их колебания в зависимости от возраста, пола и линии ─ интерпретация аналитических данных и выбор наиболее подходящей модели на животных; д) программы контроля качества ─ обеспечение качества аналитических процедур и результатов. 5. Посмертное обследование а) вскрытие трупа ─ владение наиболее подходящими методами проведения аутопсии; б) макроскопическая патология ─ распознавание наиболее важных макроскопических изменений в органах и тканях; в) изъятие и фиксация органов ─ надлежащее обращение с образцами до их дальнейшего изучения; г) гистопатология и гистохимия ─ знание наиболее важных этапов и методов, используемых в гистопатологии и гистохимии. 6. Различные аспекты сравнения с человеком а) адсорбция, распределение, метаболизм, экскреция (adsorption, distribution, metabolism, excretion – ADME) и биологическая доступность экзогенных соединений ─ выбор модели на животных, наиболее подходящей для испытания определенных классов соединений; б) моделирование на животных патологических состояний человека ─ знание наиболее важных спонтанных и индуцированных моделей заболеваний человека; в) экстраполяция на человека данных, полученных на животных ─ понимание значимости экспериментальных результатов для здоровья человека. Г. Содержание, разведение и генетика 1. Содержание а) системы размещения животных ─ обеспечение оптимальных условий и оборудования для содержания животных; б) обогащение окружающей среды ─ ее соответствие поведенческим и социальным потребностям. 2. Микро- и макросреда а) температура, относительная влажность, вентиляция, относительное давление воздуха и его фильтрация, освещение, шум и другие контролируемые факторы окружающей среды ─ понимание и практическое знание данных параметров и их контроль, поддержание факторов окружающей среды в режиме максимального соответствия потребностям животных и персонала, а также принятым нормам. 3. Питание и кормление а) составление диет ─ влияние различных параметров корма и аспектов кормления на животных и научное исследование; б) источники энергии, волокна, витамины, минеральные вещества и др. ─ определение потребностей организма в данных составляющих и соответствие им; в) режимы кормления ─ оценка различий между кормлением без ограничения, с ограничениями и кормлением, предполагающим определение потребления корма животным в ходе эксперимента; г) вариации в составе диет ─ основания для вариаций и связанные с этим проблемы; д) специальные диеты ─ потребности в различные периоды жизни (отъемыши, молодые и старые животные) и для достижения определенных научно-исследовательских целей; е) влияние копро- и цекофагии ─ понимание биологического влияния и связанных с этим проблем; ж) влияние диеты на результаты эксперимента ─ влияние избыточного и недостаточного кормления, состава диеты, а также социальной депривации; з) контаминанты и их контроль ─ обнаружение и контроль химического загрязнения и заражения микроорганизмами и паразитами; и) влияние методов стерилизации ─ сравнение преимуществ и недостатков термической, химической обработки, облучения и использования этиленоксида; к) хранение и контроль качества ─ регулирование и регистрация температуры, влажности и вентиляции при хранении кормов; важность химического анализа. 4. Подача воды а) бутылки и устройства для автоматической подачи воды ─ определение преимуществ и недостатков использования различных систем; б) рН, жесткость, микробиологические и химические примеси ─ определение влияния на здоровье и результаты научных исследований; в) обработка и стерилизация ─ определение эффективности и стоимости; г) лишение воды ─ осведомленность об этологии, необходимости обеспечения водой, объеме потребления и влиянии на здоровье. 5. Подстил а) типы подстила ─ знание оптимальных требований, преимуществ и недостатков различных типов; б) загрязнители ─ осведомленность о влиянии на здоровье и результатах экспериментов; в) обработка, стерилизация и хранение ─ определение требований в зависимости от типа содержания; г) использование клеток со сплошным и сетчатым/щелевым полом ─ определение условий, при которых использование подстила нецелесообразно. 6. Гигиена а) вирусы, бактерии, грибки и простейшие ─ понимание влияние гигиены на микробиологическое окружение животных; б) химические примеси ─ оценка источников химического загрязнения среды обитания животных; в) чистка, дезинфекция и стерилизация ─ определение оптимальных условий обработки вивария, оборудования и вспомогательных средств при различных типах содержания животных; г) микробиологический, паразитарный и химический контроль ─ организация и осуществление программ мониторинга, необходимых для высококачественного содержания животных; д) захоронение отходов ─ определение и использование соответствующих методов, соблюдение регулирующих данную деятельность требований. 7. Разведение а) размножение позвоночных: циклы изменения репродуктивной системы, окружающая среда и стимулы; видовые, линейные и сублинейные различия ─ понимание теоретических и практических аспектов размножения; б) методы разведения; продуктивность; групп постоянного и временного скрещивания; обора стока разведения; программы скрещивания, предъявляющие различные требования к животным (количество, возраст, пол и т.д.); генетические характеристики и схемы разведения (бэккросс, интеркросс, рандомбридинг, контроль чистоты инбредных линий, генетический контроль влияние условий содержания и окружающей среды ─ получение теоретических и практических знаний, необходимых для выбора в различных ситуациях оптимального метода размножения в) статус здоровья животных в свете их разведения; влияние на продуктивность; методы оборудование, используемые для деконтаминации; содержание животных с определенным статусом здоровья; мониторинг здоровья ─ понимание важности состояния здоровья животных и знание методов, используемых для его поддержания и пригодных для уничтожения определенных патогенных организмов; г) организация и управление, анализ затрат ─ характеристика образовательных программ по организации вивария и эффективному и экономичному руководству. 8. Генетика а) введение, менделирующая наследственность полигенные признаки ─ ознакомление с теорией генетики; б) аутбредная колония: определение, преимущества и ограничения, ведение аутбредных колоний, стандартизация, дрейф генов ─ правильное поддержание и разведение аутбредного стока; в) инбредная колония, гибриды F1; определение, преимущества и ограничения ─ содержание и разведение инбредных, рекомбинантных линий и гибридов F1; г) генетические модели заболеваний на животных: полигенные модели, полученные селекцией; спонтанные мутации; трансгенные и нокаутные животные (определение, чрезмерная экспрессия гена, гомологичная рекомбинация, экспрессия и трансмиссия гена, валидация модели); влияние генетического фона ─ знание различных методов создания генетических моделей на животных; г) контроль генетической стандартности: фенотип, пересадка кожных трансплантатов, биохимические маркеры, иммунологические маркеры, маркеры ДНК ─ создание программ генетического мониторинга и обработка полученных данных, Г. Микробиология и заболевания 1. Микробиология а) специальный обзор бактериологии, паразитологии и вирусологии лабораторных животных; понятия, включающие классификацию (таксономию), физические аспекты, характеристики, строение и резистентность к внешним условиям (физическим, химическим, биологическим); условия размножения и выживания; методы определения, включая микроскопические, культуральные, серологические и анализ ДНК ─ понимание этиологии и отличий от инфекционных заболеваний; элементарное представление о возможных методах лечения, применяемых штатными ветеринарами; б) микробиологический статус различных категорий животных: гнотобиотические, безмикробные, свободные от определенных патогенных организмов и конвенциональные животные; модифицированные животные (облученные, трансгенные или др.); микробиологические процедуры; программы скрининга ─ знание гигиенического и санитарного статуса некоторых определенных категорий лабораторных животных и осознание взаимодействий между животными и внешними факторами. 2. Заболевания а) неинфекционные заболевания, обнаруживаемые у лабораторных животных: физические, химические, радиационные и другие повреждения; естественные физиологические нарушения (проблемы, возникающие при беременности, рождении, в результате драк между животными, возрастные проблемы); врожденные заболевания; иммунологические заболевания; онкогенез; расстройства алиментарного происхождения (перекармливание, голодание, дефициты и т.д.); экспериментальная или непредвиденная интоксикация; аномальное поведение: тик, членовредительство, поведение, связанное со стрессом; хирургическая патология ─ знание основ их этиологиии и отличий от инфекционных заболеваний, возможное лечение; б) инфекционные заболевания: болезни лабораторных животных; зоонозы, эпидемиология и специальные меры безопасности; общие и специфические симптомы отдельных заболеваний; диагностика; профилактика, лечение и его эффективность; особое внимание к индуцированным инфекционным заболеваниям ─ общее представление о стратегии выявления проблем, связанных со здоровьем, а также о методах диагностики основных заболеваний, определения возбудителей и соответствующих мерах, предпринимаемых штатным ветеринаром. 3. Симптоматика клинических заболеваний а) общие проявления: внешний вид, слабость, масса тела, температура, нарушения кожного покрова и т.д.; специфичные проявления со стороны различных систем организма: нервная система: боль, обмороки, парез, паралич; опорно-двигательный аппарат; сердечно-сосудистая и дыхательная системы; пищеварительная система; мочеполовая система; эндокринная система; показатели анализов, выходящие за пределы нормы, и соответствующие симптомы ─ общее понимание этиологии, симптоматики и влияния данных заболеваний на экспериментальные результаты; б) диагностика, принципы дифференциальной диагностики ─ понимание основ работы штатного ветеринара по контролю и ведению отчетности о статусе здоровья лабораторных животных, а также диагностике по клиническим проявлениям изменений состояния здоровья. Д. Планирование и реализация научно-исследовательских программ и экспериментов на животных 1. Определение цели исследования а) обзор литературы ─ умение вести поиск в общих базах данных по биомедицине и ветеринарии (например, в MEDLINE, CAB-I, CSA, AGRICOLA) и специализированных базах данных (например, в PREX, T-BASE, TOXUNE) ─ хранение литературы и организация поисковой системы; б) анализ необходимой информации и выдвижение гипотезы ─ отбор необходимой информации и определение цели и задач исследования на животных с учетом ограничений, обусловленных бюджетом, временем, оборудованием, оснащением и т.п. ─ составление плана по проведению эксперимента на животных. 2. Выбор модели на животных а) разработка критериев ─ получение ясного представления о требованиях, предъявляемых к модели на животных, и учет аргументов за и против использования альтернатив; б) специфические характеристики видов и линий ─ поощрение поиска максимального соответствия между моделью на животных и требованиями эксперимента; в) требования к микробиологической стандартизации, животные с определенным микробиологическим статусом ─ представление о влиянии микробиологического статуса животного на результаты экспериментов; г) требования к генетической стандартизации, модели с определенной генетической характеристикой (см. также разд. Г8) ─ знание различных классов животных с определенной генетической характеристикой преимуществ и недостатков использования инбредных, коизогенных, конгенных, трансгенных линий, гибридов F1, аутбредных стоков и популяций гибридов; д) генетические модели в сравнении с индуцированными ─ общее представление о различных категориях моделей на животных; е) приобретение (закупка, транспортировка, видовые особенности, обусловленная окружающими условиями продолжительность адаптации, карантин) ─ знание практических и организационных аспектов приобретения животных для научных исследований; ж) видовые особенности требований к условиям окружающей среды ─ ознакомление с требованиями и потенциальными проблемами, возникающими при содержании в виварии животных различных видов ─ представление о взаимосвязи между условиями содержания и благосостоянием животных. 3. Планирование эксперимента а) определение необходимого количества животных для экспериментальных и контрольных групп: power-анализ ─ понимание важности консультации со статистиком перед началом эксперимента, например, для оценки валидности выборки и достоверности результатов, а также для принятия решения, одобрить данную гипотезу или отказаться от нее; б) выборка ─ выработка стратегии получения типичной выборки данной популяции; в) рандомизация; планы опытов по схемам рандомизированных блоков, кроссовера (перекрещивания), латинского квадрата (решетка-квадрат) и сплитплота (расщепленных участков ─ ознакомление с различными подходами к планированию эксперимента в зависимости от поставленных задач; г) статистический подход ─ знание основ статистического анализа в экспериментах на животных и возможностей статистики в сокращении необходимого количества животных; д) экспериментальные переменные ─ их определение, описание, влияние на научные исследования и контроль статистическими методами. 4. Воздействие на опытные и контрольные группы а) экспериментальные процедуры (см. также разд. Ж) ─ оценка уровня дискомфорта и степени его влияния на благосостояние животных и результаты экспериментов; б) возможности усовершенствования ─ стимуляция поиска совершенствующих альтернатив; в) использование плацебо/симуляции ─ выбор соответствующей контрольной группы; д) анестезия/аналгезия/хирургия ─ подтверждение отличия ответа на воздействие от эффекта используемых анестетиков/анальгетиков или проводимой хирургической процедуры. 5. Организационные и административные аспекты проведения экспериментов на животных а) представление протокола на рассмотрение ─ знание основных принципов, принимаемых во внимание при подаче протокола на рассмотрение комиссии по этике или другой контролирующей организации; б) описание материально-технического обеспечения, компетентность персонала, сбор и обработка данных ─ получение информации, необходимой для эффективного проведения исследования, включая разделение функций между различными лицами, вовлеченными в эксперимент. 5. Отчет о результатах эксперимента а) устное представление исследования ─ представление научного доклада; б) подготовка манускрипта в соответствии с требованиями международного журнала соответствующего профиля ─ публикация результатов исследования. Е. Анестезия, анальгезия и эвтаназия 1. Физиология ноцицептивной чувствительности а) периферическое восприятие боли ─ представление о современной концепции боли, видовых и индивидуальных различиях восприятия и ответа на острые и хронические болевые ощущения ─ знание локализации болевых рецепторов в коже и тканях животных и химической медиации ноцицептивной активности; б) передача импульсов ─ знание видовых особенностей восходящих путей передачи болевых ощущений; в) периферические и центральные механизмы распознавание боли ─ представление о разнообразии нервных и эндокринных механизмов восприятия острой и хронической боли, путях модуляции входящих сигналов; г) болевой ответ ─ представление о нисходящих путях, местной и общей реакции на качественно и количественно различающиеся раздражители; д) реакция животных различных видов на боль ─ знание видовых и индивидуальных различий восприятия боли. 2. Фармакология и фармакокинетика соединений, используемых для анестезии, анальгезии и эвтаназии а) соединения, антагонисты, миорелаксанты ─ ознакомление с наиболее распространенными соединениями, их эффективностью и фармакокинетикой; б) видовые различия ─ иллюстрация широкого диапазона ответов на введение соединений; в) экзо- и эндогенные факторы, влияющие на фармакокинетику ─ учет влияния окружающей среды (например, циркадных ритмов, температуры) и субъективных факторов (например, вида, пола, состояния здоровья, пищевого статуса, возраста); г) влияние на системы органов ─ обращение особого внимания гомеостазу и патологическому влиянию; д) влияние на эксперимент ─ идентификация факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента; е) безопасность персонала ─ оказание особого внимания безопасности в отношении тератогенного и индуцированного ферментами воздействия, предупреждение приема препаратов персоналом (наркомании). 3. Анестезия а) оборудование ─ применение оборудования, обслуживание и безопасность; б) до- и посленаркозные процедуры ─ осуществление на практике и видовые особенности ухода; в) общий и балансированный наркоз ─ представление о теории и практике ингаляционного наркоза; анестезии, вызываемой инъецируемыми препаратами; принципах искусственной вентиляции легких; г) местная и региональная анестезия ─ понимание когда, где и как их следует проводить; д) проведение и контроль ─ оценка глубины наркоза и различных жизненно важных функций, поддержание показателей на уровне гомеостатического порога, предупреждение осложнений; действия в критических ситуациях. 4. Анальгезия а) оценка боли ─ распознавание и оценка этологических и жизненно важных показателей острой и хронической боли; б) благосостояние животных ─ см, разд. А2; в) цель эксперимента ─ идентификация факторов, оказывающих влияние на результаты эксперимента; г) последствия ─ представление о влиянии веществ на гомеостаз, заживление ран, поведение и т.п.; схемы введения препаратов; д) привыкание и толерантность ─ специальный учет наркотических веществ и схем введения препаратов. 5. Эвтаназия а) законодательство ─ знание правовых аспектов и европейских рекомендаций; б) этика, цели и благосостояние ─ рассмотрение моральных аспектов эвтаназии, причин умерщвления животных и наиболее гуманных методов проведения эвтаназии; в) страх и дистресс у животных ─ учет и минимизация реакций отвращения у животных; г) эмоциональное состояние лица, проводящего эксперимент ─ учет эмоц< Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|