Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ)




Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ)

Сцена и зрительный зал предстают двумя действительностями, граница между которыми разделяет мир героя и реальность автора-читателя. Завершающее событие драмы может быть представлено как:

«опубликование» частной жизни («реплики на публику»: «Горе от ума», «Ревизор»);

судебный процесс, расследование («Эдип-царь», «Визит инспектора» Дж. Б. Пристли);

мотивы преступления, признания вины и возмездия (наказания) («Гроза», «Вишневый сад»);

некриминальные формы публичной жизни: бал или званый вечер, маскарад, собрание, заседание («Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Гараж» Э. Брагинского и Э. Рязанова).

Переход границ «театральной» и «нетеатральной» действительностей может происходить и внутри сцены, когда создается «двойная перспектива» (вставная пьеса; «сцена на сцене»: «Гамлет», «Чайка»; двойная игра: «Ревизор»).

 

Сюжет драмы

Выбор судьбы: свобода выбора и необходимость

Еще одна характерная особенность драмы – поступок героя, осуществленный по собственному выбору, который предопределяет его судьбу («Гроза», свидание Катерины с Борисом). В момент выбора герой свободен в его осуществлении, но как только выбор сделан, все дальнейшие события становятся последствиями этого выбора, он определяет всю последующую жизнь героя. События становятся неизбежными, они подчинены внеличной необходимости (независящей уже от героя), она может быть предчувствована, но предотвратить ее уже нельзя.

В героическом эпосе тоже есть понятие необходимости, но герой ее осуществлял по собственному выбору. В драме необходимость осуществляется вопреки воле героя, хотя и вызвана его поступком (реализованным выбором). Драме характерно «противоречие между намерением, волевой инициативой и их результатом: это и есть судьба, комическая или трагическая» [58, с. 314]. Драматический герой пожинает плоды своих поступков, получает возмездие за свой личный выбор.

 

Понятия, описывающие драматический сюжет

Структура драмы в поэтике описывается следующими понятиями: «действие», «сюжет», «фабула», «перипетия», «развязка», «завязка».

Действие в драме описывается через понятия завязки – с этого момента в драме нарастает напряжение (завязка совпадает с выбором героя: после рокового поступка события будут разворачиваться в «необходимом» направлении); и развязки – снижает напряжение или окончательно его «снимает». Переход от восходящей линии действия к нисходящей получил название перипетии.

В русском литературоведении после разгрома формализма утвердилась универсальная схема драматического сюжета, созданная в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом: «экспозиция – завязка – нарастание напряжения – кульминация – развязка». К сожалению, она не отражает истинной специфики ни драматического сюжета, ни какого-либо иного, хотя ее некорректно используют и для характеристики сюжета любого произведения.

Специфику же драматического сюжета следует искать в его корреляции со структурой мира (хронотопа) в драме, что неизбежно ведет к необходимости осмысления источника драматического действия – конфликта.

 

Хронотоп драмы и конфликт

В эпике характер сюжета обусловлен структурой пространства-времени. В основе эпического сюжета лежит ситуация, в которой сходятся противоположные силы, в равной степени необходимые для изображаемого бытия. Ситуация может напрягаться, переходить в фазу коллизии, что заставит героя преодолеть какие-либо пространственные или временные границы, сформируется таким образом эпическое сюжетное событие, а из их набора выстраивается и сам эпический сюжет. Противоположные силы в эпике не конфликтуют одна с другой, они лишь провоцируют героя на «переступление» границы. В эпике пространственные и временные параметры не имеют жестких ограничений, событийный смысл приобретает момент перехода героем из одного пространственно-временного локуса в другой.

В драме пространство и время имеют определенную ограниченность – пространство сцены и время действия, равное непрерывному зрительскому восприятию (продолжительность пьесы). Сущность сюжета драмы зависит от единственного поворотного события, которое разделяет его на две части. В драматическом событии ключевая роль принадлежит конфликту, который формируется из ситуации, где противостоят друг другу не мировые силы (Хаос и Порядок), а личности, эти силы представляющие. Коллизия в эпической ситуации не снимает противостояния сил, но провоцирует героя на «переход границы», конфликт, или обострение драматической ситуации требует разрешения. В конфликте сталкиваются человеческие позиции, сформировавшиеся в результате самоопределения (выбора) личности (принадлежность к мировым силам). Драматический герой, совершая выбор, принимает и дальнейшую ответственность за его последствия, именно эта жизненная позиция личности будет испытываться всем ходом драматического сюжета.

Между ограничением драматического пространства-времени и выбором героя устанавливается необходимая связь. Пространство и время в драме концентрируются в «здесь и сейчас», что вынуждает героев обнаружить свои позиции, проявить себя в ситуации, чем вызвать ее обострение и открытое столкновение. Классическая драма сформировала, и долгое время соблюдала правило трех единств – «места, времени и действия», где «действие» (выбор) обусловлено пространством-временем. Драматический герой не совершает «подвиг», не уравновешивает противоположные силы, как это делает эпический герой. Драматический герой, в силу своего выбора занимающий определенную позицию, противопоставляет себя другой силе, представленной иными персонажами. Но и эта другая сила направлена против героя. Поэтому герою предстоит либо ее преодолеть, либо погибнуть под ее воздействием. Таким образом, драматический герой пожинает плоды своего собственного выбора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...