Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Родовые» свойства текста эпического произведения




«Родовые» свойства текста эпического произведения

Взаимоосвещение авторской и чужой речи

Эпические произведения отличаются четким разграничением изображающей речи (повествователь, рассказчик) и изображенной (персонаж). Притом, это разграничение основывается не на количественном преобладании, а на качественном различии. Для читателя «авторская речь» (повествователь, рассказчик) воспринимается как «своя», а речь героя – как «чужая».

В речевой структуре эпического произведения, таким образом, сочетаются два вида речи, притом «изображающий речевой субъект» (посредник между виртуальной действительностью произведения и реальной действительностью автора-читателя) может либо включать «чужую» речь в свое высказывание, либо дополнять ее своей собственной. Такой структурный принцип обладает определенной содержательностью.

В книге М. М. Бахтина «Марксизм и философия языка» имеется определение «чужой» речи: ««Чужая речь» – это речь в речи, высказывание в высказывании, но в то же время это и речь о речи, высказывание о высказывании» [19, с. 125]. То есть, здесь говорится о вставном тексте (обрамленном) и обрамляющем. Формируется «образ чужого слова», который влияет и на авторское слово. М. Бахтин специально акцентирует, что эти два вида речи не находятся в диалогических отношениях: «Перед нами явление реагирования слова на слово, однако резко и существенно отличное от диалога [19, c. 126].

Таким образом определяется первый родовой признак текста эпического произведения – «взаимоориентация авторской и чужой речи» (М. Бахтин). Содержательность данной структурной особенности проявляется через «противопоставление двух исторически сменяющих друг друга стилей передачи чужой речи – линейного и живописного» [58, с. 283].

В линейном стиле наблюдается стилистическая однородность авторской и геройной речи, «чужая речь» выделена грамматически и композиционно. В живописном стиле авторская речь направлена на стирание границ чужой речи. Возможен и вариант обратный – когда чужая речь становится активнее и начинает размывать авторский контекст. По мнению М. Бахтина, смена стилей обусловлена исторически. Линейный стиль присущ «эпопейному слову» (чужое, авторитарное слово), «живописный» – «романному» (внутренне убедительное).

 

Фрагментарность

Следующим отличием эпического произведения является фрагментарность. Имеется в виду деление текста на различного рода высказывания. Высказывания бывают двух типов.

Первый тип: высказывания, созданные автором-творцом и делегированные им «вторичным» речевым субъектам (повествователь, рассказчик, образ автора, персонаж). К ним относятся: прямая речь персонажей, внешняя и внутренняя; собственно повествование, описание, характеристика; вставные рассказы и письма, а также, «произведения» героев (например, стихи). Такие высказывания могут объединяться и формировать эпизод или сцену, соотнесенные с сюжетным уровнем произведения.

Второй тип: высказывания, не входящие в кругозор персонажей и повествователя, а иногда и не созданные автором. Это название произведения, эпиграфы, посвящения, названия частей или глав; вставные тексты, принадлежащие другим авторам.

Деление эпического художественного текста на фрагменты коррелирует с бытующим в традиционной поэтике понятием о самостоятельности частей или элементов изображенного мира (хронотоп, сюжет), находящихся в сочинительных связях, как признаке «эпичности». Отсюда в читательском восприятии возможность неосознанных пропусков каких-то эпизодов и членение текста при литературоведческом анализе.

 

Большие эпические формы. Эпический мир.

Общие родовые черты в двух эпических жанрах «большой формы» (роман, эпопея) выделяли еще Гегель и Шеллинг. Гегель усматривал их общность в «целостности мира, в котором совершается индивидуальное действие», «целостности миросозерцания и взгляда на жизнь», «самостоятельности эпизодов». Шеллинг – в «универсальной» форме изложения и в «равноправии необходимости и случайности» [58, с. 288].

«Целостность мира», или полнота бытия в эпопее проявлена в качественном многообразии явлений в пространстве-времени, во взаимодополнительности его основных оппозиций – земного и небесного, далекого и близкого, сиюминутного и вечного, внутреннего и внешнего. Роман сосредоточен на универсализме и национальном-историческом своеобразии идеологической жизни, что выражено в оппозициях столицы и провинции, природы и цивилизации.

Природа изображенного события обусловлена, как известно, целью героя и тем, какие границы он пересекает (пространственно-временные или ценностные). Следовательно, тип события в эпическом мире является определяющим структурным элементом художественного произведения.

 

Эпический тип события

Инвариантное событие для эпики – встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира. Оно имеет два исторических варианта: в древней эпике – поединок, в романе – диалог-спор. Такое событие вырастает из эпической ситуации – встреча противоположностей, оно же демонстрирует противоречивое единство мира. Представители каждой из сторон предназначены друг для друга. Они равны по силе в эпопее, а в романе представляют не столько взаимодополнительность идеологических позиций, сколько стоящих за ними сверхличных сил. В эпопее война (эпическая ситуация) и поединок (коллизия) формируют событие, развернутое в мировую катастрофу – гибель-возрождение космоса. В романе главные духовно-нравственные события свидетельствуют о радикальном обновлении мира. Таким образом, эпическое событие предстает как нераздельность-неслиянность мира и героя. В сюжетном событии, т. е. «в конкретном целенаправленном действии героя, проявляется сущность мира, его бесконечность».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...