Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный род. Эпика как литературный род. Эпический мир и эпический текст. Проблема единства эпических жанров




Литературный род

Природа художественного произведения в Античности изучалась с точки зрения двух наук – философии и поэтики, что сформировало определенные сложности в ее трактовке. Философия стремилась теоретически осмыслить сущность и задачи искусства в «отдельном творческом акте»; поэтика описывала классические образцы литературных произведений. В результате, категория литературного рода не получила глубинного осмысления. Хотя в «Эстетике» Гегеля акцент сделан именно на литературном роде, при том, что он не отрицает значимости конкретных исторических жанров. М. Бахтин, напротив, ориентируется практически лишь на жанры.

Категория литературного рода формировалась в литературоведении двумя путями. С одной стороны, «структурные особенности изображенного мира» и «жанровое содержание» классических (канонических) жанров экстраполировались на другие, неканонические жанры (роман, рассказ, новая драма, лирический фрагмент) и таким образом формировалось «родовое содержание».  С другой стороны, уже в поэтике XX в., выделяются особенности «текста произведений», которые традиционно относятся к эпике, драме или лирике и в них выявляются доказательные признаки «родовой» общности.

Задачей современной теории литературы стало формирование единого методологического подхода в определении родовой природы произведения. Собственно, в настоящее время такой подход сформирован. Родовая дифференциация осуществляется через акцентуацию «тематической сферы», «речевой структуры» и границы «между миром героев и действительностью автора и читателя» [49, с. 213].

Поскольку теоретическое осмысление категории рода началось еще в эпоху Античности и продолжается до настоящего времени, при попытке описать родовую природу определенной группы произведений следует учитывать эволюцию теоретической мысли. Наибольшего научного внимания удостоена драма еще начиная с эйдетической эпохи, лирика получила глубокое осмысление уже в ХХ веке. Теория эпики менее всего разработана в современном литературоведении. Как и другие родовые теории, она формировалась в три этапа.

Античная поэтика фокусировала внимание на «ценностно-временной дистанции по отношению к герою и событию», Гегель в своей «Эстетике» акцентирует проблемы эпической ситуации и сюжета, а теория литературы XX в. обнаруживает родовую специфику в повествовании.

 

Эпика как литературный род

Для обозначения группы литературных произведений, которые традиционно относили к «эпической поэзии», предлагается использовать номинацию «эпика».

 

Эпический мир и эпический текст

Изучение эпического рода сталкивается с теми же проблемами, что и литературного рода в целом. С одной стороны, структурные особенности «изображенного мира» и воплощенное в нем «эпическое миросозерцание» в эпопее (прецедентный жанр, первый эпический) экстраполируются на другие, близкие к ней. Такой подход характерен для традиционной философии искусства и поэтики. С другой, – внимание исследователей фокусируется на текстовых особенностях произведений, обычно относимых к эпике, и в них обнаруживают типичные «родовые» черты. На него ориентируется поэтика ХХ века и современная. Этот подход акцентирует повествовательный характер эпики как литературного рода, и не только в смысле повествования как речевой формы в произведении. Повествование здесь рассматривается как посредническая функция, которая акцентирует временную дистанцию в эстетическом объекте – событие рассказывания всегда происходит после события рассказываемого. Таким образом, «эпику» изучают или с точки зрения «художественного мира», или – «художественного текста», но четкая взаимосвязь между этими подходами не  выстроилась, что не позволяло ученым выработать рабочие критерии для дифференциации произведений эпического рода.

Одной из удачных попыток решить данную проблему стал подход к эпике у Геро фон Вильперта. Ученый выделяет в эпических произведениях такие черты, как «несводимость полноты изображенной жизни к действиям героя», «отсутствие ограничений в пространстве и времени», «отсутствие устремленности к развязке», «собственная весомость каждого эпизода», «самостоятельность частей» [58, с. 278]. Однако и в данной работе проблема соотношения события изображенного и события изображения не получила полного освещения. Задача современной теории литературы – выявить критерии, которые бы приложимы для характеристики всех жанров, относящихся в эпике.

 

Проблема единства эпических жанров

Если сопоставить эпические формы в аспекте синхронии (большая и малая) или диахронии (эпопея, роман), то можно обнаружить скорее отличительные черты, нежели сходство. Н. Д. Тамарченко предлагает включить в классификацию эпических произведений и другие формы, которые, как правило, обходила вниманием традиционная поэтика, и тогда выстраивается такая типология: «малая форма» (анекдот, притча, басня), «средняя форма» (повесть, новелла, рассказ, лироэпическая поэма), «большая форма (роман, эпопея). Если сравнить здесь «большую» и «малую формы», то отличий будет еще больше.

Так, для произведений «большой» формы, как правило, характерны «широта охвата», «многообразие явлений жизни и многосторонность характеров», «полнота и конкретность» в изображении обстоятельств, «вкус к подробностям», но эти черты не обнаруживаются в текстах «малой» формы. Если же обратить внимание на «малые» жанры, то можно заметить, что они «по объему», а зачастую и по содержанию аналогичны эпизодам «больших» жанров. Кроме того, в «большие» формы сознательно автором вводятся «вставные анекдоты, притчи, новеллы, повести».

Н. Д. Тамарченко предлагает дифференцировать эпические произведения «большой» и «малой» формы по степени акцентуации событий «рассказывания» и «рассказанного», основываясь на бахтинской концепции жанра как «трехмерного конструктивного целого». В «большой» форме проявлены «свойства эпического объекта (мир и сюжет), в «малой» – эпического субъекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...