Инновационная и научно-техническая сфера
Одним из факторов, определяющих ход формирования конкурентных преимуществ экономики, является сфера науки и инноваций. В настоящее время в Республике Башкортостан около 110 предприятий выпускают инновационную продукцию, в научном секторе действуют свыше 60 организаций, в том числе научно-исследовательские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские подразделения крупных промышленных предприятий и прочие организации. Основу государственного сегмента науки составляют учреждения Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра Российской академии наук, государственные вузы и научно-исследовательские институты. Основные положения государственного регулирования инновационной деятельности регламентируются ЗакономРеспублики Башкортостан "Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан". В республике действует Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Башкортостан. Стратегические ориентиры содействия инновациям определены в Региональной инновационной стратегии.Республиканская целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 2008-2010 годы содержит систему программных мероприятий, направленных на формирование основ инновационной деятельности, содействие повышению инновационной активности населения, формирование системы научно-производственной кооперации. В республике утверждена Концепция кластерной политики Республики Башкортостан - документ, определяющий концептуальные основы проведения кластерной политики в республике. В научно-технической сфере широко используется программно-целевой подход. Государственные научно-технические программы Республики Башкортостан реализуются по приоритетным направлениям научных исследований в целях внедрения их результатов в реальный сектор экономики и социальную сферу республики. В их числе программы "Поволжье" Российского фонда фундаментальных исследований, "Урал: история, экономика, культура" Российского гуманитарного научного фонда.
В республике учреждены гранты молодым ученым и молодежным научным коллективам в целях государственной поддержки и поощрения их научной деятельности по наиболее приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Ситуация в инновационной сфере республики характеризуется, с одной стороны, наличием значительных технологических возможностей, высококвалифицированных научных и инженерных кадров, хорошей научно-производственной базой в отдельных секторах экономики, а с другой, -недостаточной реализацией инноваций в производстве. В результате в Башкортостане, как и в России в целом, продукция многих предприятий остается недостаточно конкурентоспособной, удельный вес инновационной продукции очень мал, сохраняется сырьевая направленность экономики. Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и соответственно кардинального ускорения экономического развития Республики Башкортостан. Вместе с тем, по опыту развитых зарубежных стран, доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций может достигать 75%. При этом один процент прироста валового внутреннего продукта дает 0,7% прироста дохода бюджета. Решить ключевую задачу устойчивого экономического роста в республике на базе консолидации имеющихся усилий и ресурсов возможно только укрепляя связи между наукой и производством. Выделены следующие приоритетные направления научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан:
информационно-телекоммуникационные технологии; технологии живых систем; авиационно-космические и транспортные системы; нанотехнологии и наноиндустрия; энергетика и энергосберегающие технологии; производственные системы; технологии рационального природопользования; сельское хозяйство. Важнейшими условиями развития инноваций в Республике Башкортостан являются: наличие идей и мобильность их носителей; снятие инженерных инфраструктурных ограничений; материальное обеспечение инноваций; развитие кадрового потенциала; инновационная инфраструктура. Наличие государственной поддержки инновационной деятельности позволила достичь следующих результатов: впервые за последние 6 лет переломлена тенденция снижения численности персонала, выполняющего исследования и разработки (в 2007 году - 8,3 тыс. чел. против 8,0 тыс. чел. в 2006 году (без учета занятых в малом бизнесе)); количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в 2007 году увеличилось на 33,8%. Расширению инновационной деятельности в республике способствует деятельность таких объектов инфраструктуры, как Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан, НПНП "Технопарк авиационных технологий", инновационный центр "Технопарк БашГУ", Центр трансфера технологий АН РБ, региональный аналитический Центр коллективного пользования уникальным оборудованием УНЦ РАН и АН РБ "Агидель", ООО "ТЕХНОПАРК МГУТУ" на базе филиала ГОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления в г.Мелеузе; технопарк НПО "ХТЦ УАИ", технопарк "Медтехника" и др. Основным целевым ориентиром развития инновационной сферы является увеличение к 2020 году доли инновационной продукции республиканских предприятий до 30%. Отмеченные ориентиры предполагают дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения, способов и методов внедрения инноваций, государственной финансовой поддержки и венчурного финансирования, повышение эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций, развитие технопарков и бизнес-инкубаторов.
3.9. Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональное Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональное сотрудничество являются важными направлениями социально-экономического развития республики. Уникальность географического положения республики, высокий авторитет и налаженные широкие деловые связи с зарубежными государствами являются основой формирования в Башкортостане пилотной площадки для апробации новых механизмов экономического сотрудничества России и государств Азиатско-Тихоокеанского региона, что в условиях глобализации имеет стратегическое значение для России в целом. Социально-экономическое развитие региона в условиях глобализации и вступления России в ВТО во многом будет определяться уровнем интеграции хозяйственного комплекса в мировой рынок. Башкортостан располагает развитым комплексом экспортно-ориентированных видов экономической деятельности. Дальнейшее "встраивание" республики в систему мировых рынков в условиях наращивания экспортного потенциала и диверсификации структуры промышленного производства будет обеспечиваться: совершенствованием нормативно-правовой базы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; развитием информационно-коммуникационных технологий, систем субкоктрактинговых отношений и маркетинговой поддержки; опережающим ростом экспорта наукоемкой конечной продукции с высокой добавленной стоимостью; созданием совместных предприятий, использующих в своей деятельности современные зарубежные технологии; реализацией инновационных проектов в обрабатывающих видах экономической деятельности; привлечением иностранных инвестиций и кредитов зарубежных банков для реализации экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Во внешнеэкономической деятельности Республика Башкортостан руководствуется принципами внешнеэкономической политики Российской Федерации. Целями внешнеэкономической деятельности Башкортостана, осуществляемой на основе использования имеющегося потенциала, уникальных конкурентных преимуществ республики, в долгосрочной перспективе являются внесение весомого регионального вклада в обеспечение лидирующих позиций России в мировой экономике, достижение высокого уровня благосостояния населения.
Увеличение внешнеторгового оборота республики следует обеспечивать за счет совершенствования товарной структуры экспорта и расширения географии поставок, углубляя и расширяя многостороннее сотрудничество с государствами - членами СНГ, Китаем, Индией, странами Европейского союза, США. Необходимо также активизировать внешнеэкономические связи с Японией, Кореей, странами Латинской Америки, Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Развитие межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет сопровождаться: использованием новых форматов пространственной организации производств с углублением специализации и ростом объемов ограниченной номенклатуры изделий; созданием стратегических альянсов с предприятиями близлежащих регионов по организации технологических переделов, обеспечивающих производство конечной продукции, и приращение добавленной стоимости на принципах контрактации и аутсорсинга; консолидацией активов предприятий близлежащих регионов со сходными и смежными производствами в целях минимизации транзакционных издержек; рекламой новых видов продукции, расширением сети представительств республики, торговых домов в регионах России.
Развитие территорий Учет и оценка природных, экономических, социальных, демографических и иных объективных факторов функционирования и развития экономики муниципальных районов и городских округов республики позволяют определить направления развития ключевых сфер, разработать комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики, а также максимально сконцентрировать усилия и ресурсы на мероприятиях, дающих значительный социально-экономический эффект. Реализация программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов республики на 2005-2010 годы наиболее полно учитывает сложившийся потенциал территорий, нацеленных на расширение собственной экономической базы, развитие финансово-экономической самодостаточности, повышение качества и уровня жизни населения. В первую очередь необходимо устранить причины, сдерживающие развитие промышленности: низкую конкурентоспособность, наличие сектора убыточных производств и ряд других тесно взаимосвязанных проблем. Для этого необходимо решить следующие задачи:
увеличение объема и ассортимента конкурентоспособной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции; повышение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций; внедрение в производство научно-технических и инновационных разработок, наукоемких и ресурсосберегающих технологий; развитие инфраструктуры промышленности; повышение экологической безопасности производств и другие. В сельскохозяйственных районах республики эффективные действия будут направлены на финансовое оздоровление товаропроизводителей, развитие различных форм хозяйствования, создание рыночной инфраструктуры агропромышленного производства, стабильно обеспечивающего продовольственную безопасность, поддержку эффективных производств. Основными задачами в этой сфере хозяйствования являются: реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса и их финансово-экономическое оздоровление; сохранение и поддержание равных экономических условий для всех участников рынка сельскохозяйственной продукции; обеспечение устойчивой и рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей; осуществление мер по регулированию продовольственного рынка и развитию сложившейся рыночной инфраструктуры; повышение качества, эффективности и уровня управления агропромышленным комплексом. Основным критерием устойчивого функционирования и развития агропромышленного комплекса станет поэтапное увеличение доходов и прибылей комплекса в целом, а значит и инвестиционных возможностей территорий. Непременным условием дальнейшего развития территориальных составляющих строительного комплекса республики является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования имеющегося потенциала и инвестиционных ресурсов, позволяющих получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплутационную рентабельность возводимых объектов. Первоочередные мероприятия здесь должны быть направлены на структурные преобразования и финансовое оздоровление строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и проектно-изыскательских организаций в целях повышения их конкурентоспособности на подрядном рынке республики. Необходимо дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства, ориентированного на удовлетворение платежеспособного спроса населения с одновременным осуществлением комплекса мер, направленных на снижение себестоимости жилья. Действия территорий в сфере транспорта и дорожного хозяйства должны способствовать обновлению и пополнению подвижного состава по всем видам транспорта и стабильному функционированию объектов дорожного хозяйства, поддержанию бесперебойной и устойчивой связи между населенными пунктами и хозяйствующими субъектами. Приоритетным направлением в области связи является создание условий для дальнейшего охвата населенных пунктов общедоступными услугами связи, предоставления новых видов услуг связи (IP-телефония, Интернет и т.д.), развития и расширения сети спутниковых телекоммуникаций, телерадиовещания и кабельного телевидения. В соответствии с целями и задачами структурных преобразований в экономике муниципального района, городского округа республики при определении приоритетов дальнейшего развития следует отдавать предпочтение развитию предприятий и организаций: имеющих высокий экспортный потенциал и ориентированных на выпуск конкурентоспособных продуктов конечного потребления, ориентированных на перспективу платежеспособного спроса; обеспечивающих эффективную межтерриториальную кооперацию и интеграцию сопряженных производств и видов деятельности; обладающих возможностями самофинансирования расширенного воспроизводства; формирующих доходные потоки бюджетов территорий. Устойчивому функционированию и развитию хозяйственного комплекса территорий будут способствовать мероприятия по обеспечению потребительского рынка соответствующей инфраструктурой, расширению сети предприятий социальной направленности, повышению уровня качества и безопасности предлагаемых товаров и услуг. На рынке платных услуг мероприятия будут направлены на развитие и внедрение новых видов услуг, в том числе инжиниринговых, консалтинговых, рекламных, финансовых, риэлторских и др. Основными приоритетами в развитии социальной сферы муниципальных районов и городских округов республики становятся: обеспечение эффективной защиты социально уязвимых граждан; создание условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая жилье, образование и здравоохранение. Основные меры, направленные на развитие социальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов республики, ориентированы на модернизацию и строительство объектов коммунального хозяйства (энерго-, тепло,- газо- и водоснабжения), социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной поддержки населения и др.). В условиях ограниченности финансовых возможностей территорий необходимо: максимально использовать имеющийся потенциал предприятий; способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах деятельности, ориентированных на использование местных возможностей и предпосылок, дающих быстрый оборот капитала и увеличение занятости населения; проводить комплекс мероприятий по улучшению занятости населения и обеспечению его социальной защиты. В связи с этим на первый план выходит задача по формированию условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов республики с выходом на самодостаточность и самофинансирование, что предполагает: совершенствование форм организации местного самоуправления; содействие процессам межмуниципального взаимодействия и сотрудничества; реализацию мероприятий по диверсификации местного хозяйства, направленных на развитие новых видов экономической деятельности, товаров, услуг и технологий; укрепление экономического и налогового потенциала территорий посредством стимулирования деловой активности, поддержки и развития малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка на территориях.
Бюджетная сфера Бюджетная политика является важнейшей составляющей системы государственного управления и местного самоуправления, направленной на дальнейший рост социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение ее инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Дальнейшая реализация бюджетной составляющей системы государственного регулирования сопряжена с вопросами обеспечения самодостаточности местных бюджетов, которые находятся в сфере внимания органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления. Проблемы обеспечения самодостаточности местных бюджетов включают в себя: низкий уровень покрытия расходных потребностей муниципальных образований налоговыми и неналоговыми доходами; разрыв между навыками работы исполнительных органов местного самоуправления, с одной стороны, и новыми парадигмами бюджетирования, вводимыми в практику муниципалитетов, с другой стороны. Существовавшая ранее схема финансовой поддержки районов и городов республики была привязана к действующей сети бюджетных учреждений. В результате сложились соответствующие стереотипы мышления о бюджетном планировании, обусловленные низкой эффективностью политики выравнивания. Опережающий рост доходной базы местных бюджетов должно обеспечиваться: 1) увеличением налоговых поступлений от эффективно работающих субъектов хозяйствования, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налогов на совокупный доход, которые в настоящее время (в отличие от аналогичных налоговых источников развитых стран) незначительны. Для этого необходимо: максимально заинтересовать муниципалитеты в формировании баз данных налогов через закрепление доли этих налогов за местными бюджетами; обучить кадровый состав органов местного самоуправления методам администрирования налогов; 2) повышением эффективности администрирования налога на доходы физических лиц в части ликвидации скрытой заработной платы, практикуемой главным образом малыми предприятиями. В целях повышения заинтересованности муниципалитетов в выявлении скрытой заработной платы необходимо закрепить значительную часть (более 30% налоговых сборов) региональной доли налога на доходы физических лиц за местными бюджетами; 3) реализацией имеющегося потенциала неналоговых доходов бюджета в результате повышения эффективности управления государственной собственностью Республики Башкортостан и муниципальной собственностью; 4) формированием стимулов привлечения трудовых ресурсов и размещения производств с высокооплачиваемыми рабочими местами (в том числе за счет закрепления дополнительной доли налога на доходы физических лиц за местными бюджетами); 5) совершенствованием схемы расчета налогового потенциала муниципалитетов при обосновании финансовой помощи муниципальным образованиям на базе среднего уровня эффективности использования факторов производства и средних налоговых усилий по реализации налогового потенциала; 6) активизацией инвестиционной деятельности муниципальных образований посредством их участия в выборе и реализации инвестиционных проектов. Эффективное расходование бюджетных ресурсов всех уровней предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий: переход от системы управления затратами при планировании бюджетов всех уровней к концепции управления "по результатам"; совершенствование процедуры стимулирования социально-экономического развития муниципальных образований, добившихся наилучших финансовых и социально-экономических показателей. Критерием дополнительного финансирования должны быть четко определенные общественно значимые и качественно и количественно оцениваемые результаты деятельности; внедрение практики оценки качества бюджетных услуг системой соответствующего мониторинга и публикация его результатов в открытой печати. Прототипом такой системы может стать практика присвоения рейтингов учреждениям образования и здравоохранения на основе оценки количественно измеримых результатов их деятельности. Публичный рейтинг бюджетных организаций будет выступать в качестве ориентира для населения при выборе ими учреждений, оказывающих образовательные и медицинские услуги; оценка качества управленческих услуг, предоставляемых административно-управленческим персоналом бюджетного учреждения, повышение степени ответственности руководителей бюджетных учреждений за результаты их деятельности, рост эффективности работы вспомогательного и технического персонала. Результаты мониторинга качества управленческих и технико-вспомогательных услуг в бюджетных учреждениях должны использоваться министерствами и ведомствами при оценке эффективности деятельности бюджетных организаций; внедрение механизмов конкурсного отбора заявок на выполнение соответствующих бюджетных услуг; внедрение институтов эффективного самоконтроля за использованием бюджетными учреждениями бюджетных и внебюджетных ресурсов; оптимизация сети бюджетных учреждений посредством укрупнения, преобразования в автономные некоммерческие организации, приватизации, ликвидации. В целях повышения эффективности реорганизационных процедур необходимо создать соответствующие дополнительные стимулы муниципальным образованиям; создание электронной системы закупок для государственных и муниципальных нужд, проведение этих закупок на открытых аукционах; совершенствование реестра расходных обязательств республики и сводного реестра расходных обязательств муниципальных образований, нахождение оптимальных решений по перераспределению полномочий на основе эффективного взаимодействия различных уровней управления (муниципальных районов и городских округов с Правительством Республики Башкортостан, поселений с муниципальными районами); развитие институциональных условий для совершенствования рынка муниципальных заимствований. Ожидаемые результаты реализации данных мероприятий: обеспечение покрытия расходных потребностей собственными доходами в среднем по всем муниципалитетам до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность территориальных образований (80%); поэтапное снижение объема средств бюджета Республики Башкортостан, направляемого на межбюджетное выравнивание и финансовую помощь местным бюджетам; высокая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии экономической активности своих территорий за счет эффективного управления системой бюджетного стимулирования. Основными направлениями налоговой политики являются: создание налоговых стимулов для обеспечения высоких темпов экономического роста, инновационного развития, привлечения инвестиций, развития промышленности и малого бизнеса; обеспечение роста поступлений доходов и устранение условий, при которых сохраняется возможность ухода от налогообложения; создание прочной экономической базы муниципальных образований республики, обеспечивающей их финансовую самодостаточность; расширение механизмов поощрения муниципальных образований республики, ориентированных на реализацию мероприятий по повышению налогового потенциала своих территорий; повышение действенности проводимых мер, направленных на совершенствование администрирования доходов бюджетной системы; обеспечение условий для эффективного использования и развития земельного и имущественного комплексов республики и муниципальных образований в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан; проведение мероприятий, направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией, осуществление антикоррупционных действий с вовлечением органов исполнительной и законодательной власти, общественности, некоммерческих организаций и средств массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|