Минерально-сырьевые ресурсы
Устойчивое функционирование и развитие экономики республики тесно связано с состоянием и уровнем освоения минеральной-сырьевой базы. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в силу объективных и субъективных причин сопровождается на современном этапе рядом устойчивых проблем: естественным сокращением запасов полезных ископаемых (углеводородов, меди); устойчивым увеличением затрат по добыче и переработке полезных ископаемых; циклическими процессами конъюнктуры мирового рынка; сокращением объемов геологоразведочных работ и, как следствие, недостаточным уровнем воспроизводства минерально-сырьевой базы. Сложившаяся ситуация определяет необходимость формирования единых региональных требований в области недропользования, основанных на рациональном и бережном использовании природных ресурсов, минерально-сырьевой базы, с ориентацией на рациональное, эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего платежеспособного спроса в различных видах сырья и продуктов его переработки, выявление путей и точек роста его производства.
Земельные ресурсы
Основной целью преобразований в земельных отношениях является формирование условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле на основе рационального использования и охраны земельного фонда. Важнейшей проблемой является то, что имеющийся земельный фонд используется недостаточно эффективно в сельскохозяйственном производстве. В составе земельных угодий одна треть пахотных земель имеет повышенную кислотность и нуждается в известковании. Свыше 60% пашни расположено на склонах различной крутизны, где протекают процессы водной и других видов эрозии, и лишь 27,6% пашни размещено на полях с уклоном до одного градуса, где ведение земледелия наиболее благоприятно.
Земли на значительных площадях характеризуются низкой мелиоративной обеспеченностью. Более 52% орошаемых и 58% осушенных сельхозугодий нуждается в проведении работ по улучшению земель и технического уровня мелиоративных систем. Эффективное использование земельных ресурсов определяет необходимость: совершенствования структуры сельскохозяйственных угодий, в первую очередь пахотных земель, в целях получения максимального и устойчивого экономического эффекта от использования земельных ресурсов; разработки механизма консервации и последующего восстановления деградированных и загрязненных земель; перевода деградированных участков пахотных земель в кормовые угодья, пастбища, сенокосы, зеленые зоны с древесной растительностью; усиления роли мелиорации земель, строительства местных каналов и прудов, борьбы с водной эрозией; принятия мер по сохранению и улучшению качественных показателей земель (гумусового слоя); внедрения новых экологически безопасных и высокоэффективных технологий; постоянного мониторинга состояния воздушной и водной сферы по всей территории республики; нормативно-правового обеспечения системы эффективного землепользования, в том числе реализации положений Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", а также процесса приватизации земель сельскохозяйственного назначения.
Лесные ресурсы
Приоритетным направлением развития лесного хозяйства республики является реализация принципов непрерывного и неистощительного лесопользования на фоне повышения продуктивности лесов и их защитной роли. Основные проблемы лесного фонда: преобладание мягколиственных пород;
высокая доля перестойных лесов. Эффективную лесохозяйственную деятельность будут обеспечивать: высокоэффективные рубки ухода за лесом и выборочно-санитарные рубки; лесозащитные мероприятия; реконструкция насаждений; организация лесопитомнических хозяйств инновационной направленности; охрана природы и защита лесов от пожаров; научно-обоснованное использование лесов в рекреационных целях. Нормативно-правовое обеспечение эффективной лесохозяйственной деятельности включает: урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий; совершенствование системы лесопользования с учетом экологических и экономических факторов.
Водные ресурсы Основными направлениями развития водохозяйственного комплекса Республики Башкортостан являются: обеспечение населения в необходимом количестве качественной питьевой водой; улучшение качественных показателей водных ресурсов; анализ текущего состояния водных ресурсов.
4. Основные направления развития социальной сферы Главной задачей в развитии социальной сферы является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способного обеспечить высокое качество жизни населения за счет устойчивого расширенного воспроизводства, укрепления конкурентоспособности и экономической безопасности региона. Человеческий потенциал является главным источником экономического роста и социального прогресса, который предусматривает приобретение необходимых знаний, квалификации, наличие здоровья, энергии и может быть использован в целях производства материальных и духовных благ, обеспечивая свободное развитие и самореализацию каждого человека. Основными стратегическими целями социальной политики Республики Башкортостан являются: обеспечение высокого уровня благосостояния и социального потребления населения, включая комфортное жилье, необходимое качество услуг в сфере образования и здравоохранения; обеспечение гарантий защищенности и поддержки социально уязвимых граждан;
создание условий равного доступа всех граждан к основным социальным услугам; обеспечение роста предпринимательской и инновационной активности на основе развития свободы творчества, самореализации каждого человека, достижение высокого уровня личной безопасности человека (безопасная среда обитания, социальная защищенность, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения); устранение коррупции и повышение доверия граждан к институтам власти и проводимой политике (в том числе за счет повышения социальной защищенности и авторитета сотрудников правоохранительных органов); повышение защищенности прав собственности (включая интеллектуальную), обеспечение соблюдения контрактных обязательств, независимости судебной системы. Для повышения эффективности функционирования политико-правовых институтов, обеспечения безусловного исполнения законодательства необходимо решение следующих проблем: обеспечение действенной защиты частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности; противодействие коррупции не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных промышленных и хозяйственных структурах (естественных монополиях). Необходимо радикальное повышение прозрачности деятельности, изменение системы мотивации должностных лиц, противодействие криминальному использованию государственными служащими служебного положения в личных интересах, усиление ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением, в том числе на основании косвенных признаков коррупции (принцип незаконного обогащения); формирование устойчивого правосознания у граждан, в том числе в молодежной среде, правовая пропаганда среди населения, дальнейшее становление и развитие многоуровневой государственной системы профилактики правонарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|