Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Высшая Школа Экономики

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

Выпускная квалификационная работа

на тему: "Ветвящаяся или последовательная форма текста как детерминанта доверия к информации"

 

Выполнил

Рoтаpь Даниил Евгеньевич

Научный руководитель:

Уточкин Игорь Сергеевич

 

 

Москва 2014


Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности представления информации в форме гипертекста

Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации

Структура и основные характеристики гипертекста в отличие от линейного текста

Глава 2. Применение гипертекстовых систем

Изучение гипертекстовых структур в рамках психологии

Развитие практики использования гипертекстовых структур

Доверие к гипертексту читателя

Глава 3. Взаимосвязь доверия и запоминания

Глава 4. Описание конструкции результатов эмпирической части исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

гипертекст психология доверие запоминание


Введение

 

В данной работе мы будем рассматривать вопрос влияния ветвящихся и последовательных текстов на доверие к содержащейся в них информации. Само это название, ветвящийся текст - это один из синонимов термина гипертекст.

Гипертекст - это новое средство коммуникации. Исследований его связанных с ним и его восприятием еще не так много и стало увеличиваться только с конца 80-х годов, что связано с ростом значения гипертекста в результате его использования в Интернете. Однако, сама форма передачи информации в виде гипертекста известна человечеству с давних времен, например, Библия в каком-то роде так же представляет собой гипертекстовой документ. Все чаще можно встретить противопоставление гипертекста и обычного текста. В современном мире для большинства людей гипертекст становится все более приоритетной формой подачи информации. Подробное изучение данного феномена является актуальной задачей психологии, так как последствия его воздействия на восприятие и доверие к содержащейся информации еще недостаточно ясны и преподносятся то в отрицательном, то в положительном свете.

Также в данной работе мы периодически будем использовать термин "ветвящийся текст", это будет происходить по причине того что именно данный термин является наиболее близким в русском языке, а так же позволяет более полно понять суть самой формы данного текстового явления.

Данное исследование создано с целью изучения восприятия и доверия читатель к тексту. Вопрос о влияние самой формы текста на восприятие его смысла и конкретных информационных деталей все еще открыт, и эта работа призвана расширить понимание в области доверия к гипертексту.

Проблема исследования

Проблемой данного исследования является не изученность вопроса влияния формы текста на доверие к его содержанию. Не известно, может ли сама форма изложения информации оказаться одной возможных детерминант доверия к нему.

Актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования

Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с изменившимися условиями жизни человека и постоянной информационной атакой, которая обрушивается на нас каждый день, вопрос доверия к воспринимаемой информации выходит на периферию. Данную проблему, проблему доверия к тексту в зависимости от его формы, и влияния самой формы на уровень доверия практически не изучали до нынешнего момента. Все исследования касательно гипертекста были в основе своей сосредоточены на его полезности в обучении, но не затрагивали вопрос влияния этой формы информации на доверие к содержанию.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является изучение вопроса о влиянии формы текста на доверие к его содержанию, тогда как непосредственной задачей исследования является подтверждение гипотезы о том, что гипертекстовая форма изложения информации будет вызывать у читателя априорно больший уровень доверия.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования является влияние формы изложения текста на доверие, появляющееся к его содержанию у читателя. Предметом исследования является изучение вопроса о возможности влияния внутренних противоречий в текстах гипертекстовой и линейной формы на его запоминание и как следствие доверие к нему.

 


Глава 1. Особенности представления информации в форме гипертекста

Исторические предпосылки создания гипертекстовой формы передачи информации

 

Гипертекст можно определить как нелинейную по своей структуре изложения документацию, образованную взаимосвязанными элементами, позволяющими читателю исследовать и усваивать в памяти содержащуюся в ней информацию, в произвольной последовательности. Способ организации информации, схожий с гипертекстом, можно обнаружить в религиозных писаниях, где используются многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на и поверх других, как своих, так и чужих, комментарий. К примеру, Библия состоит из Книг Старого Завета и Книг Нового завета, они в свою очередь разбиты на "стихи", являющиеся целостными сверхфразовыми единицами со своей микротемой [15]. Некоторые идеи философии постмодернизма служат прообразами гипертекста или его отражение можно найти в принципе деконструкции Ж. Деррида, языке бессознательного Ж. Лакана, концепции ризомы Ж. Делез и Ф. Гваттари, концепцию "открытого" текста У. Эко и "диалога" М.М. Бахтина [12].

Термин "гипертекст" был введен в Тедом Нельсоном в 1965г. для обозначения документов, выражающих нелинейную структуру идей, в отличие от традиционных линейных. Пионером использования считается Р.В. Буш, который в 1945г. сформулировал принцип ассоциативной индексации, на основе которой были созданы первые действующие гипертекстовые системы. Под ассоциативной индексацией понимался механизм позволяющий осуществлять управляемый переход между любыми элементами связанными структурно или семантически. Это позволяло пользователям интерактивно записывать и просматривать информацию, представленную в виде обычных текстов. [5,15].

Теоретической разработкой проблемы гипертекста занимались Ж. Женетт, И. Хассан, Ю. Хартунг, Е. Брейдо. В России в данном научном направлении работают М.М. Субботин, И.П. Смирнов, О.В. Дедова, А.А. Ворожбитова и многие другие [9].

До конца 80-х научной разработкой гипертекстов занималась только информатика. В настоящее же время исследования идут по целому ряду направлений в разных дисциплинах [8]:

1. Как новый способ представления знаний в связи с нелинейностью человеческого мышления.

2. Как способ коммуникации и организации сетевого социального пространства.

3.      Как новая лингвистическая категория.

4. Как способ организации художественного произведения.

.   Как способ организации словарей и каталогов.

.   Как средство повышения эффективности обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...