Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение гипертекстуальных структур в рамках психологии




 

Полученное нами представление о гипертексте, заставляет задумываться о его значении именно в современном мире высоких скоростей, интенсивного потока информации, часто противоречивой и многогранной, которую тяжело, невозможно или не нужно пытаться подчинить иерархии обычного линейного текста. В настоящее время в течение месяца человек получает и обрабатывает столько же информации, сколько в XVIII в. в течение всей жизни [9].

То же самое можно сказать о подходах к пониманию человеческого мозга. В наше время произошел переход от представления о линейном характере психических процессов, к параллельному или сетевому.

Появилось новое направление - коннекционизм [4]. В коннекционистских моделях информация распространяется в сети нейронов, за счет множества возбудимых и тормозных воздействий, которые получает каждый из элементов. Тем самым, сеть или отдельные ее части активируются: активность сети рассматривается как сумма активности ее элементов. Можно воздействовать на число, направление связей, "вес" связей, задавая параметры уравнений, связывающие "вход" и "выход" элементов, можно создавать различные состояния сети. Л. Миллер считает, что коннекционистские модели удачно используются для описания процессов научения, так как в них легко определить начальное состояние системы и описать переход к новому состоянию [4]. Простейшим вариантом таких сетей являет гипертекст и Интернет. Можно сказать, что гипертекстовые системы моделируют механизмы человеческого мышления и памяти, на что еще указывал Буш.

Гипертекст принадлежит к системам автоматизации деятельности по обработке информации и служит для облегчения поиска нужной информации. Гипертекстовые системы обеспечивают реализацию средствами вычислительной техники ассоциативного подхода к представлению информации. Они имитируют способность человеческого интеллекта осуществлять хранение больших объемов информации и поиск ее посредством ассоциаций в процессах коммуникации и мышления [3].

Новые технические возможности гипертекста позволяют теперь создавать информационные системы, построенные по ассоциативному принципу, который соответствует процессам переработки информации коре головного мозга. Это позволяет перерабатывать больший объем информации за единицу времени, при этом образуя целостный сложный контекст [14]. Линейно писать и читать человек учится, тогда, как в глубине его мышления лежат трансформации значительно более сложных представлений. В весьма упрощенной модели писатель идет от сети идей к линейному тексту, а читатель осуществляет обратную трансформацию линейного текста в сеть идей [15].

Гипертекст как явление новой информационной эры имеет для психики противоречивое значение. С одной стороны формируется "клиповое мышление", при котором пользователь довольствуется коротким информационным сообщениям вторичной природы, перескакивая с одной темы на другую [23]. Человек лишается способности читать и писать целостные большие тексты, снижаются способности к аналитическому мышлению, ухудшается память и концентрация внимания. С другой стороны, информационная среда способствует развитию интуитивного и творческого мышления, основанного на свернутом восприятии проблемы сразу и ее схватывании. Новое мышление предполагает упрощение, которое дает динамизм познавательной деятельности, необходимый в современном мире [9]. Философ постмодернист Ж. Деррида был уверен, что в современном мире нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, так как современное мышление становится все более нелинейным, что и проявляет себя в формах письма: "То, с чем имеет дело современное мышление, не может быть представлено на письме линейно, в форме книги", - пишет Ж. Деррида. Более сложно эта мысль была выражена М.М. Бахтиным. Он отметил, что любой текст, любая информация, в принципе никогда не существовали изолированно. Согласно М.М. Бахтину, смысл каждого текста - в индивидуальности, неповторимости, однако раскрывается он только в ситуации и в цепи текстов, то есть каждый текст находится в диалогических отношениях с другими текстами, таким образом, отдельный текст теряет замкнутый характер, становится частью целого [12].

Для гипертекста ассоциации или дуги между информационными единицами начинают играть особую роль, так как существование множества таких ассоциативных связей, содержит в себе потенциал огромного количества интерпретаций, которые формируются в результате поиска читателя и произвольного перехода между фрагментами. Для пользователя дуги имеют значение не меньшее, чем информация, содержащаяся в узлах [15]. Здесь нельзя упустить и еще и такой момент - читатель гипертекста уже пользователь. Он имеет возможность не просто воспринимать информацию, но взаимодействовать с системой. Можно сказать, что гипертекст повышает активность читателя.

Текст - не вещь, а потому второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать. Итак, смысл текста неизбежно рождается в коммуникации читателя и текста. Феномен гипертекста актуализирует размышления о читательском восприятии и заставляет переосмыслить роль читателя в процессе коммуникации. В рождении гипертекста самую главную роль играет читатель, который имеет возможность совершать выбор - открывать ему, активировать ту или иную ссылку или нет. Этот выбор обуславливается предпочтениями читателя, которые в свою очередь предопределяются множеством психологических факторов [6]. Согласно проведенным исследованиям гипертекст воспринимается как цельное, логически связное сообщение, гиперссылки становятся вспомогательным материалом, раскрывающим значение центрального текста. Восприятие гипертекста реализуется в создании ситуативной модели субъективного и нелинейного, но интегративного характера. Понимание становится связным и индивидуализированным, творческим. При чтении гипертекста читатель сам создает цельный текст [1]. Таким образом, гипертекст существует в поле интерпретаций, субъективно в диалоге с контекстом. Каждый фрагмент определяет возможности других фрагментов в ситуации выбора дуги и интерпретации и интеграции информации полученной впоследствии.

При рассмотрении понятий "текст" и гипертекст можно обнаружить следующие отличия [11]:

. линейность текста против нелинейности гипертекста;

. конечность, законченность традиционного текста против бесконечности, незаконченности, открытости гипертекста;

. точное авторство текста против отсутствия авторства (в традиционном понимании) у гипертекста;

. снятия (при помощи гипертекста) противопоставления между автором и читателем;

. односторонность обычного текста против многосторонности гипертекста;

. однородность обычного текста против неоднородности гипертекста

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...