Развитие практики использование гипертекстовых структур
Для современной цивилизации информация приобрела огромное значение. Мы живем в информационную эпоху. Можно сказать, что началась она с середины 80-х годов, когда началось развитие компьютерных сетей, но наиболее быстрый экспоненциальный рост их количества произошел в 90-е годы. По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации страны: сейчас на 1-м месте по количеству зарегистрированных серверов - США, на 2-м - Япония, а Россия занимает 24 место. В связи с этим и на государственном уровне лоббируется компьютеризация общества, которая подразумевает внедрение и развитие компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и её накопление. А также "информатизации общества", то есть комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности [5]. Происходящие изменения способно существенно изменить мир. Изменения могут быть настолько глубоки, что можно будет говорить о перестройке человеческого мышления, что должно будет заставить искать новые подходы обучение. И потребность очевидно в этом уже существует. Новая информационная и когнитивная модель и изменения связанные с ней в мире неминуемо приближаются, но еще не произошли в полной мере из-за привычки к обычным носителям информации [15]. Причем привычка эта в большей степени характерна для старшего поколения, чем младшего, которые с большей охотой пользовались бы гипертекстом, нежели обычным. Идея гипертекста состоит в том, чтобы дать возможность человеку воспринимать информацию в последовательности, отвечающей его интересам, что способно либерализовать и гуманизировать учебную среду. Более того, наличие ассоциативных связей между элементами сети, информационными фрагментами, облегчают усвоение знаний и делают гипертекстовую технологию незаменимой для создания средств обучения. Гипертекст позволяет преподавателю индивидуализировать процесс обучения, сделать его наглядным и интересным при умеренных затратах на разработку обучающих курсов [3].
Одним из новых явлений в развитии когнитивной психологии в рамках информационного подхода стали метакогниции. Изучение этих процессов особенно актуально в связи с переходом на поиск информации с помощью Интернета и использованием гипертекста. К началу 80-х годов прошлого века многие ученые обратили внимание на роль в управлении процессами мышления, памяти, понимания так называемых "метакогниций" - когнитивных структур высокого уровня иерархии. В соответствии со многими современными когнитивными моделями, знания человека организованы в виде фреймов. Фрейм представляет собой целостную структуру информации, извлекаемую индивидом из памяти в новой ситуации. Каждый фрейм может быть дополнен новой информацией. На верхнем уровне фрейма представлена базовая информация о состоянии объекта, на низших (терминалах, терминальных слотах) содержатся конкретные значения и данные. Несколько фреймов образуют фреймовую систему [4]. Метакогнитивные процессы упрощают доступ к памяти, позволяют управлять процессом мышления. Использование гипертекста в обучении во многом построено на развитие метакогнитивных способностях. К примеру, метапамять - запоминание не самого содержания информации, а ее расположения. Гипертекстовая технология может успешно применяться для создания процессоров идей [3]. На основе гипертекста создаются программы, которые усиливают интеллект. К пример гипертекстовых программ, которые могут быть использованы в обучении: http://www.feod.narod.ru/001.htm. Это майевтическая машина построена на основе диалектики Гегеля.
Электронные учебники, составленные в соответствии с технологиями гипертекста, очень просты и удобны в использовании. В них нет перегруженности информацией, и в то же время всегда есть возможность обращения к нужному материалу, благодаря гиперссылкам. В самостоятельной работе с гипертекстом ученик совершает веб-квест - способ выполнения проекта путем нахождения необходимой информации в Интернете. Веб-квест позволяет сделать работу над проектом еще более интересной и эффективной за счет использования избыточной информации на любую тему и в любом виде в Интернете, так как к любой информации можно подойти по различным ассоциативным связям [2]. Работа с Инернетом и гипертекстом представляет собой кооперацию человека с различными источникам информации и путями ее поиска, то есть индивидуальные усилия объединяются с коллективными. Такая кооперация как показывают исследования положительно сказывается на решение учебных задач. При этом мужчины с низким уровнем способностей лучше справляются с учебной задачей в индивидуальной работе, а женщины хуже. Женщины с низкими способностями лучше справлялись в совместной работе, а мужчины с низкими способностями хуже [16]. Гипертекстовые системы используются для организации и систематизации сложного процесса подготовки и сопровождения больших по объему и содержанию документов, содержащих в себе текст, графику, информацию из баз данных и электронных таблиц. Конечной весьма понятной целью выступает генерация единого и стройного линейного и удобочитаемого документа (в виде книги, доклада, отчета и тому подобное) по разнородным и разноплановым данным. Здесь существенными моментом требующим отдельного внимания с нашей страны, являются отслеживание влияния содержательных изменений данных в отдельных информационных фрагментах на документ в целом и его корректная реорганизация для различных приложений (например, для издания рекламного буклета, проспекта, доклада). Кроме того, не считая всего вышесказанного немаловажное значение имеет поддержка одновременной и независимой работы нескольких авторов с фрагментами единого издания, их взаимодействия в локальной сети, коей и является гипертекст, распределенного хранения информации, введения версий документов, согласования их окончательного содержания.
Существенной и во многом уникальной особенностью гипертекстовых систем является их ориентация и прямая направленность, если не сказать провокация, на конкретно активную работу пользователя в интерактивном режиме, что в корне отличается от чаще всего реактивной работы с линейным текстом. Осуществляя навигацию по информационным фрагментам и разнообразным частям текста, пользователь получает возможность по-разному представлять информацию, что облегчает ее понимание и обеспечивает создание новых знаний. Все это позволяет говорить о гипертекстовых системах (изданиях) как о знаниеориентированных [3]. Таким образом, гипертекст открывает новые возможности в улучшение процесса обучения, запоминания и поиска решений учебных задач. Способен гуманизировать процесс обучения, индивидуализировать его и развивать особые способности человеческого интеллекта, что было более сложно при использовании обычных текстов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|