Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие «Дымковская игрушка». Материалы для занятия. Ход занятия. Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»




Занятие «Дымковская игрушка»

Программное содержание:

Образовательные: Рассказать детям историю дымковской игрушки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами

Развивающие:

Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке

Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Материалы для занятия.

Изделия дымковского промысла. Фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек. Пластилин.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня, я приготовила вам сюрприз. А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Ставрополе музеев много. А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее — различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.

Сегодня мы пойдем в кабинет ИЗО. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.

Воспитатель: Итак, сегодня выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.

Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог, солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т. д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»

Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки, на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?

А как они передали нам свое радостное настроение?

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Танечка, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изображен? Каким цветом нарисованы круги, полоски?

Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить, каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он предлагает детям пойти и слепить такие же игрушки.

 

Занятие «Сине-голубое чудо гжели»

Программное содержание:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой

Рассказать о других керамических промыслах, в частности, о скопинской керамике.

Учить детей находить различия между керамическими изделиями различных образов, учить их проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям или представленным образцам

Воспитательные:

Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница — сосуд для кваса, ставец — большая чашка, миска, братина)

М атериалы для занятия

Изделия гжельского промысла — различная посуда и сувениры

Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...