Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие «Золотые руки мастеров».




Занятие «Золотые руки мастеров».

Цель:

воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.

 

Ход занятия

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен». А вот лентяе не любили в народе, смеялись над ними: «Спишь – спишь, и отдохнуть некогда», «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать», «Делано наспех – сделано на смех», «Труд кормит, а лень портит» (обыгрывание мини-ситуаций).

Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.

Не жнет и не косит, а обедать просит.

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький! »

- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело – гуляй смело!

Делу – время, а потехе час.

Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Почет и труд рядом идут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

(детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу. )

-Народ всегда с уважением относится к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые. Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх. (Дети играют в любую русскую народную игру по желанию. )

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».

Послушайте интересную старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.

Прослушал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в селе Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Игрушки из глины. )

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в это деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (Стали делать игрушки из глины, свистульки. )

- Третье перышко упало в городе Городец. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера? (Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель. )

- А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делали? (Посуду. )

- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам. -

Игра «Каждое изделие – в свой город». (Дети расставляют изделия по названию города. )

- Молодцы, ребята! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать, как вы догадались, что именно это – гжельское изделие, а это – из Филимоново? (Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличают одно изделие от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал, технику изготовления и т. д. )

 

Тема: « Богородская игрушка и её мастера».

 Цель:

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

  Активизация словаря:

богородская, каргопольская, стамеска.

Материал:

богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

  Игрушки:

филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

 Предварительная работа:

знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

Ход занятия:

 - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?

 Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.

 - Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».

 (вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)

 - Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?

 - Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?

 - Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?

 - Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)

 - Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!

 - Ребята, посмотрите, что у нас получилось?

 - Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.

 - Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?

 -Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)

 - Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?

 (вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)

 - Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.

 Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.

 - Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?

 Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.

 - Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет. (дети читаю стихотворения)

  Дымковский индюк.

 Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

 У большого индюка все расписаны бока.

 Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

 Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-

 Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

 Красной краскою горя, как корона у царя.

 Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.

 Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...