Мои игрушки. В. Василенко.. Сказка.
Мои игрушки. В. Василенко. Со старинной сказкой схожи, появились предо мной. Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой. Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень. Забавлять меня готовы, быть со мною целый день. На столе моём охотно отыскали уголок. За моей следят работой, чтобы я устать не мог. И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести. Удивительно живые – не попросят лишь поесть.
- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (воспитатель достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки) - Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская. (рассказ воспитателя) Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка. Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые. (показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок) - Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ иллюстрации) Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай. Физкультминутка. Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять. А теперь тихонько сесть – это шесть. - Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь? - Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя. - А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать. (воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками). Сказка. Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки. (показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу. - Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему? ( воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой) -Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку. Солнце глянуло в кроватку Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать Руки вытянуть пошире Раз, два, три, четыре, пять Наклониться три, четыре И на месте постоять. На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку. -Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку? - Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются? - У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
- Вспомним, как называются эти игрушки? - Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли. Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера. - Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки. - Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (дети говорят пословицы и поговорки о труде) - А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера. (дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров) - Понравилась вам работа мастеров? - А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы. (дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты). - Молодцы. Из вас получились хорошие мастера (дети, показывают как у них двигаются игрушки). - Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали. - Что вам больше всего понравилось? - Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|