Занятие «Искусство Жостово. Жостовский букет»
(интегрированное занятие рисование, техника «Декупаж», с использвание ИКТ)
Цель: Совершенствовать знания детей об особенностях Жостовской росписи Программное содержание: Учить детей при рассматривании изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Учить детей использовать ранее полученные знания для декоративного оформления реального предмета. Совершенствовать навык работы кистью. Воспитывать у детей интерес к этому замечательному виду искусства, художественный вкус. Словарная работа: Жостово, букет, садовые, полевые, узоры, фон, венок. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с Жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом, рисование подносов по мотивам Жостовской росписи. Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), визуализации с помощью компьютера. Материал и оборудование: подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков; цветок синего и красного цвета. Железные подносы разной формы и фона, вырезанные цветы из салфеток, краска гуашь, кисти № 2, 3, клеевые кисти, клей ПВА, компьютер. Ход занятия: На Руси уж так идет, что талантливый народ. Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец! Ведь недаром говорят, что Российский край богат!
В: Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной. Послушайте - ка, какую я вам расскажу сказку: Жил да был на свете старый мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Воспитатель показывает два цветка: красный и голубой) В: Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села. Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре. В: Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь. Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
В: Какие цветы вы здесь узнали? Д: Розы, георгины. Пионы и нарциссы. Ирис, тюльпан, василек. Анютины глазки, ромашку, мак, лилию. Цветы яблони, колокольчика. В: Цветы садов и лугов. Цветы матушки природы. Сегодня, ребята, мы еще раз полюбуемся и вспомним, что такие красивые подносы изготовляют в деревне, которая называется? Д: Жостово. Д: Недалеко от Москвы, среди широких раздолий, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе есть много других сел, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. В: Мы с вами знакомы с Жостовским промыслом. В нашем детском саду оформлена выставка ваших работ по Жостовской росписи. Давайте вспомним, какую форму могут иметь Жостовские подносы? Д: Они имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные, крылатые… В: Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Д: Подносы сделали из железа. В: Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, белого, зеленого, желтого, синего цветов. У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. Вам не кажется, что цветы выглядят как живые? Д: Кажется, что их только что сорвали на лугу. В: Жостовские подносы вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир. Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Существуют специальные этапы росписи подносов. Расскажите гостям о них? Д: (показ на образце) Сначала поднос грунтуют, покрывают лаком черного или белого, красного, зелено, синего, желтого цвета; Замалевка – нанесение силуэта цветов и листьев; Тенежка – полупрозрачными красками наносятся тени, чтобы придать цветам объем; Прокладка – высветляются основные листочки; Бликовка – создание настроения; Чертежка – тонкой кистью рисуются прожилки и края листочков, семена в центре цветка; Привязка – тонкой кистью рисуются стебельки, травинки, усики; Уборка – украшение орнамент по краю подноса геометрическими и растительными узорами. В: На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|