Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическое руководство. Методика психологического тренинга,. Подзаголовок (кратко). «методика коррекционной групповой психологической работы с детьми, пережившими психотравмирующую ситуацию».




МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА,

НАПРАВЛЕННОГО НА СНЯТИЕ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕДСТВИЙ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НА ВЫРАБОТКУ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К СОЗДАВШИМСЯ УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОТРАБОТКУ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ.

Подзаголовок (кратко)

«МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ».

Авторы-составители:

АЛЕКСЕЕВА Ирина Алексеевна – генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», психолог-консультант, преподаватель Института практической психологии «Иматон», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь».

НОВОСЕЛЬСКИЙ Илья Геннадьевич – психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», преподаватель Института практической психологии «Иматон», эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь».

ЖИЛИНА Элина Вадимовна –  кандидат психологических  наук, психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам " Новые шаги".

ЛУПОЛИШИНА Татьяна Викторовна – психолог-консультант.

Оглавление

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

1. 2. Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях:

– физическое насилие,

– сексуальное насилие,

– психологическое насилие,

– домашнее насилие,

–пренебрежение нуждами ребенка,

– утрата и разрушение значимых эмоциональных связей,

– ситуации, связанные с угрозой для жизни.

1. 3. Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей.

1. 4. Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму.

1. 5. Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы.

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

 

2. 1. Подбор участников в группу (пол, возраст, поведенческие особенности, характер психологической травмы, навык работы в группе).

2. 2. Требования к ведущим групповых занятий.

2. 3. Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе.

 

III. ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ.

 

3. 1 Структура тренинга

– 1 этап. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

– 2 этап. «Проработка психотравмирующих переживаний у детей».

– 3 этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».

 

3. 2 Описание занятий для каждого этапа программы.

– 1 этап: Занятия № 1–10.

– 2 этап: Занятия № 11–20.

– 3 этап: Занятия № 21 –30.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

 

Учитывая проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры, психологическая травма в контексте данной работы понимается расширенно и не сводится к работе с посттравматическим стрессовым синдромом.

В отношении всех детей, которые попадают в социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних  можно сказать, что они перенесли  различные психологические травмы. В отличие от детей, которых приводят родители на прием к психологу или психиатру, после серьезного травматического события, большинство детей в социально-реабилитационных отделениях, как правило, живут в длительных психотравмирующих условиях.  

Подавляющее большинство этих детей перенесли травмы связанные с различными видами жестокого обращения: физического, эмоционального, сексуального насилия и пренебрежения нуждами. Некоторые дети помимо этого являлись свидетелями домашнего насилия (нападения одного из родителей на другого), другие теряли кого-либо из близких членов семьи, третьи - оказывались в ситуации угрозы жизни, своей и близких (пожары, нападения и т. д. ). Дополнительные серьезные травмы часто лишь усугубляют уже существующие проблемы. В этой связи мишенью работы являются не только последствия отдельных интенсивных травмирующих событий (например, тяжелое избиение на глазах у ребенка одного из родителей другим на фоне длительного употребления кем-либо из родителей алкоголя), но и в не меньшей степени последствия, обусловленные психотравмирующими условиями жизни. Лишь небольшая часть детей попадает в социально-реабилитационные центры на фоне благополучной семейной ситуации в связи с несчастьем (гибель родителей, попадание одного из родителей в больницу и т. п) – в случаях, когда семья сама не может справиться с несчастьем в связи с дефицитом социальной поддержки, материальных и психологических ресурсов.

В связи с этим принимая решение о включении ребенка в реабилитационные мероприятия и программы, направленные на преодоление травматического опыта мы учитываем не только остроту и тяжесть конкретного психотравмирующего события, но и также травматизм условий жизни ребенка. Для включения ребенка в реабилитационные мероприятия по преодолению психологических травм наличие или отсутствие признаков посттравматического стрессового расстройства не является решающими. Однако, занятия ориентированы на детей, имеющих опыт очевидных психологических травм: физического насилия, домашнего насилия, перенесших сексуальное насилие, грубое эмоциональное насилие, переживающих утраты близких.

Общей практически для всех детей является травма, обусловленная разрывом с родителями, помещением в детское учреждение временного пребывания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...