1.2. Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях.
1. 2. Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях.
Для детей, переживших тяжелые травмирующие события, общими характеристиками являются потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир - безопасное и справедливое место) и к взрослым, что приводит к трудностям формирования контактов, выраженное внутреннее напряжение, легко возникающий страх повторения травмирующей ситуации, растерянность, большое количество негативных эмоций, потеря позитивной перспективы будущего. Это приводит к нарушениям адаптации ребенка в семье и школе, трудностям взаимоотношений со сверстниками, нередко проявляется в дезадаптивном поведении, которое зачастую компенсирует тяжелые эмоциональные переживания. Наряду с общими нарушениями при переживании конкретных травм могут проявляться и специфические особенности, обусловленные как характером травм, так и возрастом и уязвимостью ребенка или подростка.
Физическое насилие.
Чаще всего с физическим насилием приходится сталкиваться в виде нанесения ребенку физических травм и телесных повреждений, а также применения регулярных физических наказаний. В детских учреждениях дети, подвергшиеся физическому насилию, узнаются либо по повышенной тревожности, подавленности и испуганости, либо по легкому возникновению агрессивных реакций или стабильному агрессивному поведению по отношению к другим детям. Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные последствия физического насилия в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т. п. Подростки на физические наказания родителей склонны давать отчетливые протестные реакции, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. Часто встречающимися особенностями детей, подвергающихся физическому насилию дома, является большое количество негативных эмоций (злость, обида, раздражение, страхи и др. ), агрессивность, склонность разрешать конфликтные ситуации с помощью драк, У детей, подвергшихся физическому насилию, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности. Также снижается чувствительность к насилию, методы физического воздействия представляются детям и подросткам допустимыми и часто единственно возможными, переживания окружающих (боль, страх, обида) игнорируются и недооцениваются. Другой формой реакции на физическое насилие является чрезмерная запуганность, неуверенность в контактах, неумение отстаивать свои интересы, избыточные попытки соответствовать требованиям взрослых.
В рисунках детей, подвергшихся физическому насилию, мир представляется угрожающим, много страха, тревоги, часто выделяются признаки физической силы (кулаки, мускулы и т. д. ).
Сексуальное насилие.
В самом общем виде сексуальным посягательством или насилием в отношении детей называется «вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли» ( H. Kempe).
Необходимо подчеркнуть, что неважно, принуждали ли детей к выполнению сексуальных действий угрозами или силой, или подкупали подарками; сопротивлялись дети или сотрудничали с теми, кто совершал насилие. Даже при наличии согласия ребенка сам факт сексуальных действий со стороны более старшего и авторитетного взрослого является насилием, так как дети часто не осознают того, что с ними делают, не понимают характер и последствия происходящего, а также чрезвычайно зависят от взрослых. Последствиями сексуального насилия разнообразны. Реакции детей на сексуальные посягательства сложны и трудно предсказуемы. Они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, получает ли ребенок или подросток поддержку со стороны близких людей, а также от того, была ли вовремя оказана медицинская и психологическая помощь. Последствия могут быть кратковременными и длительными, возникать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер. Они могут быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде. Не всегда удается отследить и отдаленные последствия сексуального насилия, переживаемого в детстве. Наиболее общие нарушения у детей дошкольного возраста, пострадавших от сексуального насилия, — это тревога, ночные кошмары, симптомы посттравматического стрессового расстройства, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития и чрезмерный контроль ребенка за окружением), экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение) и неадекватное сексуальное поведение. У детей школьного возраста могут проявляться такие симптомы, как страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары. В целом подростки, по сравнению с детьми, дают более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Дети, при прочих равных условиях, склонны к невротическим реакциям (нарушение сна, различные страхи и т. п. ). Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни, более того, иногда именно резкие изменения в поведении позволяют выявить сексуальное насилие. По-видимому, это связано с тем, что подростки больше понимают сексуальный характер совершаемых с ними действий, а также особой значимостью для подростков сексуальности и ее социальной оценки.
Во многих случаях (а при совершении незнакомыми людьми с применением физической силы — практически всегда) сексуальное насилие воспринимается подростками как катастрофа, как событие, полностью меняющее всю жизнь, такое событие, которое нельзя пережить. Страх, выраженная тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение — вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных переживаний непосредственно после сексуального насилия. Их выраженность зачастую очень высокая, событие и его последствия чрезмерно драматизируются. В сложном комплексе этих переживаний особое место занимают переживания, так или иначе связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением, которые могут отличаться значительной интенсивностью и длительностью (нередко сохраняются в течение многих лет). Достаточно характерным последствием сексуального насилия является перенесение эмоционального отношения к насильнику (страх, отвращение, ощущение угрозы) на других людей. В предельном варианте такая генерализация выражается в восприятии всего окружающего мира как враждебного и опасного, в недоверии к нему. Реакции на сексуальные посягательства обычно более выражены в тех случаях, когда сексуальное насилие сочеталось с физическим и/или эмоциональным насилием. Однако в некоторых случаях тяжелейший комплекс переживаний может быть вызван не свершившимся фактом насилия, а одной его возможностью (контекст ситуации предполагал сексуальное домогательство). Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посягательств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длительным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации).
Типичные реакции детей на сексуальные посягательства проявляются как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Чувство вины может усиливаться, если дети нашли в этом удовольствие, если их соблазнили или делали подарки для их привлечения, если насилие произошло, когда они совершали запрещенные поступки (например, гуляли в парке без разрешения родителей), или если другие принимают на себя упреки за сексуальное нападение на ребенка. Вина из-за раскрытия посягательств также типична в тех ситуациях, где есть близкие позитивные отношения между ребенком и совратителем, в ситуациях, где родительские реакции чрезмерно драматичны, а также когда ребенок принимает на себя ответственность за последствия раскрытия, сказывающиеся на других (например, в ситуациях инцеста). Другие типичные эмоциональные реакции включают стыд, депрессию, различные страхи (боязнь мужчин, страх спать одному, боязнь темноты, боязнь определенных мест или ситуаций), гнев и общее беспокойство. Поведенческие реакции детей на сексуальные посягательства или их раскрытие также различаются. Сексуальная озабоченность, выражающаяся в увеличивающейся мастурбации, во все большем увлечении сексуальными играми, — вполне типичное явление. Часто отмечается нарушение аппетита или сна, включая ночные кошмары и подавленный аппетит. У маленьких детей может происходить регрессия в поведении (например, они снова начинают мочиться в постель, сосать палец или вспоминать другие подобные уже забытые привычки). Старшие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю. Наблюдаются заметные изменения в межличностном общении и социальном поведении ребенка: отход от равных по возрасту детей и от семьи, а у младших детей — независимость от воспитательских требований родителей. У детей школьного возраста снижается успеваемость или увеличивается количество прогулов. Старшие дети могут убегать из дома, особенно в ситуациях, где совратитель — это другой член семьи или где родители не поддерживают их и упрекают. У подростков в результате сексуального насилия может появиться склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям). По-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще. Другим видом защитного поведения, характерным для девушек, является отказ от сексуальных отношений с мужчинами на длительное время. Возможна также более или менее длительная переориентация на сексуальные отношения с девушками (сексуальные отношения с мужчинами начинают казаться слишком «грубыми», «отвратительными»). В детских учреждениях дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто привлекают к себе внимание повышенной сексуализацией в поведении, фиксацией на половых органах, чрезмерной мастурбацией. Мальчики склонны повторять, случавшееся с ними с другими детьми или имитировать половой акт, девочки – несоответствующей возрасту кокетливостью, осведомленностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|