3.1. Структура тренинга. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей». Мотивирование детей на участие в групповых занятиях.
3. 1. Структура тренинга.
Предлагаемый ниже тренинг является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями должно осуществляться исходя из возраста и уровня развития детей, характера их травматического опыта (работа, фокусирующаяся на преодоление последствий сексуального насилия или помощь при потере близких, может иметь похожую логику, но включать разные упражнения и учитывать разные акценты, кроме того, эти травмы должны отрабатываться в разных детских группах). Далее приведены основные модули, задачи и примеры возможных упражнений. Модуль включает несколько занятий (от одного до четырех), направленных на решение конкретных задач или овладение ребенком тем или иным навыком. Количество занятий в модуле, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и др. условий. Неизменными должны оставаться порядок этапов (невозможно говорить о травме, не сформировав устойчивый состав и доверительные отношения в группе) и логика построения занятий (встречи должны начинаться с чего-то, что поддерживает групповую атмосферe и фокусирует внимание, далее решаются содержательные задачи, заканчивается встреча релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с травмами для того, чтобы ребенок ушел после занятия в нормальном настроении).
I Этап. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей». (10 занятий по 2 академ. часа)
Мотивирование детей на участие в групповых занятиях. Дети должны быть подготовлены к тренингу. Даже маленьким детям (7-8 лет) необходимо рассказывать о том, зачем им нужно ходить на групповые занятия. Важно, чтобы ребенок или подросток не просто услышал, что эти занятия полезны, а чтобы в мотивировании использовались конкретные интересы и проблемы данного ребенка.
1. 1. Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию. 1. 2. Обучение детей способам релаксации (мышечные, дыхательные, вербальные). 1. 3. Обучение детей распознаванию и выражению эмоций (игры и упражнения), обучение детей определению разницы между мыслями и чувствами (игры и упражнения). 1. 4. Общее просвещение детей по вопросам насилия и травмы. 1. 5. Информирование детей о связи между мыслями, чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний.
II Этап. «Проработка психотравмирующих переживаний у детей». (10 занятий по 2 академ. часа)
2. 1. Разбиение детей на группы по характеру травмы и/или индивидуальная работа с ребенком. 2. 2. Рассказ ребенка о травмирующей ситуации. 2. 3. Помощь в отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой). Коррекция когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом. 2. 5. Способы подбадривания и поощрения ребенка. 2. 6. Индивидуальное сопровождение ребенка.
III Этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий». (10 занятий по 2 академ. часа)
3. 1. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу. 3. 2. Содействие в формировании адекватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом себе, что может являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни. 3. 2. Обучение правилам безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях.
3. 3 Помощь ребенку в простраивании будущего.
3. 2. Описание занятий для каждого этапа программы. 1 Этап. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей». Занятия № 1-10 Задачи I этапа: · познакомиться, цели, нормы, правила
Комментарии:
Модуль 1. Создание базовых условий для работы группы - формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию. На первых встречах задача ведущих создать безопасную обстановку в группе, которая позволит всем детям чувствовать себя свободно, говорить о себе, не боясь осуждения.
2 занятия Структура занятий 1-2: · упражнения знакомство · выработка правил · договоренность о целях работы группы · игра на взаимодействие · завершение (например, комплименты) Комментарии: важно, чтобы занятия проходили весело, чтобы каждый ребенок получил внимание от ведущих, групповое занятие заканчивалось на позитивной ноте. В конце занятий каждого ребенка надо опросить, что ему понравилось, а что нет на занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|