Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.1. Структура тренинга. «Подготовка к проработке травматического переживания у детей». Мотивирование детей на участие в групповых занятиях.




3. 1. Структура тренинга.

 

       Предлагаемый ниже тренинг является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями должно осуществляться исходя из возраста и уровня развития детей, характера их травматического опыта (работа, фокусирующаяся на преодоление последствий сексуального насилия или помощь при потере близких, может иметь похожую логику, но включать разные упражнения и учитывать разные акценты, кроме того, эти травмы должны отрабатываться в разных детских группах). Далее приведены основные модули, задачи и примеры возможных упражнений.

       Модуль включает несколько занятий (от одного до четырех), направленных на решение конкретных задач или овладение ребенком тем или иным навыком. Количество занятий в модуле, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и др. условий. Неизменными должны оставаться порядок этапов (невозможно говорить о травме, не сформировав устойчивый состав и доверительные отношения в группе) и логика построения занятий (встречи должны начинаться с чего-то, что поддерживает групповую атмосферe и фокусирует внимание, далее решаются содержательные задачи, заканчивается встреча релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с травмами для того, чтобы ребенок ушел после занятия в нормальном настроении).

 

I Этап.

«Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

Мотивирование детей на участие в групповых занятиях.

Дети должны быть подготовлены к тренингу. Даже маленьким детям (7-8 лет) необходимо рассказывать о том, зачем им нужно ходить на групповые занятия. Важно, чтобы ребенок или подросток не просто услышал, что эти занятия полезны, а чтобы в мотивировании использовались конкретные интересы и проблемы данного ребенка.

1. 1. Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.

1. 2. Обучение детей способам релаксации (мышечные, дыхательные, вербальные).

1. 3. Обучение детей распознаванию и выражению эмоций (игры и упражнения), обучение детей определению разницы между мыслями и чувствами (игры и упражнения).

1. 4. Общее просвещение детей по вопросам насилия и травмы.

1. 5. Информирование детей о связи между мыслями, чувствами и поведением как механизме формирования негативных переживаний.

 

 

II Этап.

«Проработка психотравмирующих переживаний у детей».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

2. 1. Разбиение детей на группы по характеру травмы и/или индивидуальная работа с ребенком.

2. 2. Рассказ ребенка о травмирующей ситуации.

2. 3. Помощь в отреагировании переживаний, связанных с насилием (травмой). Коррекция когнитивных искажений и эмоциональных реакций, обусловленных травматическим опытом.

2. 5. Способы подбадривания и поощрения ребенка.

2. 6. Индивидуальное сопровождение ребенка.

 

III Этап.

«Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».

(10 занятий по 2 академ. часа)

 

3. 1. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу.

3. 2. Содействие в формировании адекватных представлений о семье, ближайшем окружении и самом себе, что может являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни.

3. 2. Обучение правилам безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях.

3. 3  Помощь ребенку в простраивании будущего.

 

3. 2. Описание занятий для каждого этапа программы.

1 Этап.  «Подготовка к проработке травматического переживания у детей».

Занятия № 1-10

Задачи I этапа:

· познакомиться, цели, нормы, правила

  • научиться взаимодействовать в группе
  •  обеспечить возможность для каждого участника группы чувствовать себя в группе безопасно, снизить напряжение,
  • научить высказываться, говорить о себе,
  • научиться навыкам релаксации и идентификации эмоции

 

Комментарии:

  1. В  каждом модуле приводится свой специфический набор задач. Однако следует иметь в виду, что некоторые из них являются долгосрочными и не могут быть выполнены в рамках только одного модуля.
  2. Время на проведение упражнений указано без учета реакций детей (переспрашивают, отвлекаются, конфликтуют и т. д. ). Ведущие могут увеличивать его и выбирать упражнения, придерживаясь логики.
  3. в каждом модуле представлено больше упражнений, чем требуется. Много упражнений дается на разминку и групповое взаимодействие. Их не нужно все проводить, дети иногда хотят делать что-то новое, а иногда настаивают на старых любимых играх. Важно не сокращать основные упражнения, например, на релаксацию или усвоение выражения чувств, и внимательно относиться к тому, чтобы дети их усвоили.
  4. В случае недостаточного количества времени первый этап проведения тренинга можно сократить до 6-8 занятий, при этом основным условием остается выполнение задач этого этапа: групповая сплоченность, навыки разговора о себе, релаксация умение называть и описывать чувства, разделять чувства и мысли, понимание на простых, несвязанных с травмой ситуациях того, что эмоции во многом определяются мыслями.
  5. Среди упражнений на релаксацию должны быть простые, легко запоминающиеся, которые важно повторять. Эти упражнения ребенок может повторять дома, когда ему плохо.

 

Модуль 1. Создание базовых условий для работы группы - формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация детей к групповому взаимодействию.

На первых встречах задача ведущих создать безопасную обстановку в группе, которая позволит всем детям чувствовать себя свободно, говорить о себе, не боясь осуждения.

2 занятия

Структура занятий 1-2:

· упражнения знакомство

· выработка правил

· договоренность о целях работы группы

· игра на взаимодействие

· завершение (например, комплименты)

Комментарии: важно, чтобы занятия проходили весело, чтобы каждый ребенок получил внимание от ведущих, групповое занятие заканчивалось на позитивной ноте. В конце занятий каждого ребенка надо опросить, что ему понравилось, а что нет на занятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...