Механизации и автоматизации
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА ТРАНСПОРТЕ
2.1. Системный подход к разработке, формированию и реализации транспортно-складской системы Транспортно-складские системы (ТСС) посредством материальных и информационных потоков обеспечивают многочисленные разнообразные связи с производством и окружающей средой (рис. 2.1). Для реализации комплексных отношений при планировании ТСС необходимо выявить совокупность всех связей. Наиболее пригодным методом для решения такого рода комплексной проблемы является си- стемный анализ. Между системой и окружающей средой существует три принципиальные связи: входные данные; ограничения, накладываемые окружающей средой; выходные данные.
Входные данные, необходимые для решения поставленных перед ТСС задач, могут быть разделены на информационные и на материальные потоки, которые складываются из грузопотоков, поступающих в подсистему «складское хозяйство». Основная задача грузовых каналов — доставка «точно в срок» и в полной сохранности — в современных условиях решается на основе применения принципов логистики. В связи с тем что доставку нужно осуществлять с минимальными затратами трудовых; материальных и денежных ресурсов, при построении грузовых каналов, кро-ме системного подхода, должен быть выполнен принцип оптималь-ности. Следовательно, должны быть оптимизированы технологические и технические параметры системы, к которым относятся уровень запасов на складах, масса транспортной партии груза, мощность технического оснащения грузовых фронтов, складов и др. От технико-технологической структуры грузовых каналов зависит вид целевой функции.
Выходные данные системы определяются на основе входных данных с учетом влияния ограничений окружающей среды. На-
Рис. 2.1. Траиспортно-складския система: 1 _ входные данные, материальные и информационные; 2 — ограничения, накладываемые окружающей ряду С ЭТИМ в системе средой; 3 — обслуживающий персонал; 4 — выходные могут возникать новые данные, обусловленные предложения- данные, материальные и информационные; 5 — машины и оборудование ми по ее совершенствованию, а также выявлением потерь времени в результате простоя оборудования. При анализе входных данных также различают каналы, по которым передаются информационные и материальные потоки. Оптимизация грузовых каналов состоит в поиске и реализации наилучших в экономическом отношении параметров функционирования рассматриваемой логистической цепи. К таким параметрам относятся размеры транспортной партии груза, продолжительность производственного цикла предприятия, уровни запасов на складах предприятия, торговых складах и т. п.; при создании нового грузового канала или его реконструкции перечисленные параметры дополняются мощностью технического оснащения грузовых фронтов в пунктах приема. В качестве целевой функции при решении данной оптимизационной задачи выступают интегральные затраты. Для конкретизации рассматриваемой ТСС выполняют первый этап при анализе системы — анализ целей. К ним относятся различные факторы как экономического, так и технического характера: экономическая эффективность, рентабельность, показатели использования машин и оборудования. На втором этапе анализируют элементы системы: обслуживающий Перс персонал, машины и оборудование. 17
Третий этап—это анализ отношений между элементами рассматриваемой системы. Различие задач в ТСС, их полнота, а также наличие большого числа однотипных задач требуют разделения их по типу и количеству.
Для взаимодействия отдельных участков производства, транспорта и элементов подсистемы «Складское хозяйство» необходима такая организация системы, которая обеспечила бы, с одной стороны, упорядочение задач, а с другой — их функциональную и временную связь. Последнии этап анализа системы — определение ее поведения в целом в зависимости от собственной производительности. Организация транспортно-складского процесса предусматривает разработку мероприятий, обеспечивающих прием груза на склад и выдачу его со склада, что связано с большим объемом складских работ и значительными затратами труда на рациональное размещение груза на складе. При создании ТСС в отдельных случаях подлежит учету необходимость проведения подготовительных операций. К задачам функциональнои организации транспортно-складского процесса относятся вопросы согласования трудовой деятельности обслуживающего персонала с требованиями информационного потока, организации строительства складских помещений и технологии грузопереработки. В отдельных случаях требования функционального обеспечения рабочего процесса могут вступить в противоречие с требованиями минимальных транспортных издержек и однозначности рабочего процесса, а также к состоянию груза на складе. В первую очередь при организации рабочих процессов на складе должны учитываться критерии функционального обеспечения с использованием складской и информационной техники, однозначности состояния хранимого груза, минимальных издержек при производстве транспорт- носкладских операции, выполнения поставленных целей при организа-ции рабочего процесса и использовании запаса грузов для выравнивания заданной производительности. Задачи ТСС обобщают по отдельным ее участкам на основе различных критериев, определяемых характером груза и его количеством, уровнем профессиональных знаний обслуживающего персонала, мощнос- тью предприятия, структурой производственной программы и приоритетом производственных целей. К числу важнейших критериев при оценке ТСС следует отнести издержки при приеме, выдаче и комплектовании грузов, обеспечение свободного доступа к хранимому грузу, степень использования складского помещения и надежность управления.
Особое значение при проектировании ТСС приобретает выбор складского оборудования и размеров складских помещений. Ввиду большого разнообразия хранимых грузов, особенностей помещений и организационных требований отыскание общих решений невозмож-но. При выборе складского оборудования следует руководствоваться требуемой производительностью склада. Она зависит от конъюнктуры сбыта и размеров производства. В этом случае оборудование выбирается по максимальной производительности или предусматривается резерв хранимого груза. Решающее влияние на величину издержек при комплектовании грузов оказывает выбор тары. Отдавая предпочтение тому или иному виду оборудования, следует учитывать следующие факторы: производительность, экономическая эффективность, функциональная надежность, компактность, минимальные издержки при комплектовании грузов, перспективы развития ТСС, согласование системы «человек-машина», простота обслуживания и безопасность работы. Рассмотрим теперь системный подход к определению оптимальных значений составляющих ТСС. Потребность в перевозках грузов фиксирована не только в простран-стве заданием пунктов отправления и назначения конкретных отпра-вок, но и во времени — моментом готовности партии. продукции к отгрузке и моментом неооходимости ее поступления по-лучателю, исходя из потребностей ее дальнейшего использования. Перенести конкретную перевозку во времени (отложить или, наоборот, осуществить заблаговременно), не нарушив при этом нормальную работу отправителя или получателя груза, можно только в том случае, если продукция будет храниться в течение некоторого времени на складе. Таким образом, транспортная система вступает во взаимодействие с системой складов, что обуславливает необходимость рассматривать, как было уже отмечено. ТСС в комплексе. Расс Согласование во времени процессов производства продукции и ее испоиспользования получателями может быть вызвано различными при-
чинами, среди которых есть как случайные, так и детерминированные. К числу последних относятся природно-климатические факторы, порождающие несинхронные сезонные колебания интенсивности производства и потребления некоторых видов продукции. В первую очередь это относится к продукции сельского хозяйства, а также продукции, потребляемой в сельскохозяйственном производстве (дизельное топливо для сельхозмашин, минеральные удобрения и т.п.). Кроме того, значительно меняется по сезонам интенсивность потребления котельно-печного топлива, заготовок (вывозки на прирельсовые склады) деловой древесины, производства и потребления некоторых минеральных строительных материалов. В сезон отпусков, когда значительно повышается подвижность населения, растут потребление, а сле-довательно, и перевозки бензина и авиакеросина. Размеры резервов складских помещений и перевозочные мощности различных видов транспорта должны находиться в определенном соотношении между собой. Оптимальные значения величин емкости скла-дов в каждом пункте и суммарной перевозочной мощности транспорта можно определить с помощью экономико-математической модели. Обозначим: i—номера пунктов производства продукции; j—номера пунктов потребления; к — номера интервалов времени, в течение каждого из которых интенсивность производства и потребления остается постоянной, а при переходе от одного интервала к другому меняется; аjk — объем производства продукции в пункте во временном интервале к; bik — объем потребления продукции в пункте во временном интервале Xjjk —объем перевозок продукции из пункта в пункт в интервале У ik Уjк — запас продукции на складе в пункте по состоянию на конец интервала. Vi, Vj. — емкость складов в пунктах. и — перевозочная мощность транспортной системы
d —доходная ставка транспорта (тариф в расчете на 1 ткм); /i-, Ij —удельная стоимость склада на единицу емкости в пунктах f— капитальные вложения, необходимые для увеличения перево ючной мощности транспорта на единицу; р — минимально приемлимая норма прибыли. Модель оптимизации работы и развития ТСС имеет вид: diXVifXuk + ^(2//v/+2//v/+/u4->min; l j к I f. / (2.1) ^хцк + Уа<-У,\к-\)=а1^ v/'/c; 2л'//а- + 3;/(а--1)-^ = />УУ'/с ЪЩхук uV/c; './ A-//A- * 0; Уik * 0; • YjL vi VJ w 0; 0: 0; 0. Решение модели (2.1) — (2,12) позволяет определить оптимальные и (значения емкостей каждого из складов, динамику i, заполнения на протяжении года, объемов перевозок рассматриваемого вида продукции из пунктов ее производства в пункты потребления в каждом из месяцев года, перевозочную мощность транспортной системы, обеспечивающую выполнение намеченного плана перевозок рассматриваемой продукции.
Структура целевой функции (2.1) соответствует ситуации, когда ответственность за вывоз продукции от производителей и за доставку ее потребителям, а также за хранение запасов продукции берет на себя, владеющая складами и определяющая сроки, объемы и направления i (перевозок, выполняемых по ее заказам транспортными организациями. Боле Более детальное исследование модели (2.1) — (2.12) позволяет опреде- ить т лить и величину наценки на стоимость перевозимой продук- 21
ции, формирующую доход фирмы-оператора с учетом ее нормальной прибыли. Использование рекомендаций, вытекающих из оптимального решения модели (2.1) — (2.12), позволяет согласовывать интересы и поведение на рынке грузовладельцев, владельцев складов и владельцев транспортных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|