Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизации и автоматизации




ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

НА ТРАНСПОРТЕ

 

2.1. Системный подход к разработке, формированию и реализации транспортно-складской системы

Транспортно-складские системы (ТСС) посредством материаль­ных и информационных потоков обеспечивают многочисленные раз­нообразные связи с производством и окружающей средой (рис. 2.1).

Для реализации комплексных отношений при планировании ТСС необходимо выявить совокупность всех связей. Наиболее пригодным методом для решения такого рода комплексной проблемы является си-

стемный анализ.

Между системой и окружающей средой существует три принципи­альные связи: входные данные; ограничения, накладываемые окружа­ющей средой; выходные данные.

 

Входные данные, необходимые для решения поставленных перед ТСС задач, могут быть разделены на информационные и на материаль­ные потоки, которые складываются из грузопотоков, поступающих в подсистему «складское хозяйство».

Основная задача грузовых каналов — доставка «точно в срок» и в

полной сохранности — в современных условиях решается на основе применения принципов логистики. В связи с тем что доставку нужно осуществлять с минимальными затратами трудовых; материаль­ных и денежных ресурсов, при построении грузовых каналов, кро-ме системного подхода, должен быть выполнен принцип оптималь-ности. Следовательно, должны быть оптимизированы технологические и технические параметры системы, к которым относятся уровень запасов на складах, масса транспортной партии груза, мощность технического оснащения грузовых фронтов, складов и др. От технико-технологической структуры грузовых каналов зависит вид целевой функции.

Выходные данные системы определяют­ся на основе входных данных с учетом вли­яния ограничений ок­ружающей среды. На-

 

 

 


Рис. 2.1. Траиспортно-складския система: 1 _ входные данные, материальные и информацион­ные; 2ограничения, накладываемые окружающей ряду С ЭТИМ в системе средой; 3обслуживающий персонал; 4выходные

могут возникать но­вые данные, обуслов­ленные предложения-

данные, материальные и информационные;

5машины и оборудование

ми по ее совершенствованию, а также выявлением потерь времени в результате простоя оборудования.

При анализе входных данных также различают каналы, по которым передаются информационные и материальные потоки. Оптимизация гру­зовых каналов состоит в поиске и реализации наилучших в экономи­ческом отношении параметров функционирования рассматриваемой логистической цепи.

К таким параметрам относятся размеры транспортной партии груза, продолжительность производственного цикла предприятия, уровни за­пасов на складах предприятия, торговых складах и т. п.; при создании нового грузового канала или его реконструкции перечисленные пара­метры дополняются мощностью технического оснащения грузовых фронтов в пунктах приема. В качестве целевой функции при решении данной оптимизационной задачи выступают интегральные затраты.

Для конкретизации рассматриваемой ТСС выполняют первый этап при анализе системы — анализ целей. К ним относятся различные факторы как экономического, так и технического характера: экономическая эффективность, рентабельность, показатели использования машин

и оборудования.

На втором этапе анализируют элементы системы: обслуживающий

Перс персонал, машины и оборудование. 17

 

Третий этап—это анализ отношений между элементами рассматривае­мой системы. Различие задач в ТСС, их полнота, а также наличие большого числа однотипных задач требуют разделения их по типу и количеству.

Для взаимодействия отдельных участков производства, транспорта и элементов подсистемы «Складское хозяйство» необходима такая орга­низация системы, которая обеспечила бы, с одной стороны, упорядоче­ние задач, а с другой — их функциональную и временную связь.

Последнии этап анализа системы — определение ее поведения в целом в зависимости от собственной производительности.

Организация транспортно-складского процесса предусматривает разработку мероприятий, обеспечивающих прием груза на склад и вы­дачу его со склада, что связано с большим объемом складских работ и значительными затратами труда на рациональное размещение груза на складе.

При создании ТСС в отдельных случаях подлежит учету необходи­мость проведения подготовительных операций. К задачам функциональнои организации транспортно-складского процесса относятся вопросы согласования трудовой деятельности обслуживающего персонала с тре­бованиями информационного потока, организации строительства склад­ских помещений и технологии грузопереработки.

В отдельных случаях требования функционального обеспечения ра­бочего процесса могут вступить в противоречие с требованиями минимальных транспортных издержек и однозначности рабочего процесса, а также к состоянию груза на складе.

В первую очередь при организации рабочих процессов на складе дол­жны учитываться критерии функционального обеспечения с использова­нием складской и информационной техники, однозначности состояния хранимого груза, минимальных издержек при производстве транспорт- носкладских операции, выполнения поставленных целей при организа-ции рабочего процесса и использовании запаса грузов для выравнивания заданной производительности.

Задачи ТСС обобщают по отдельным ее участкам на основе различ­ных критериев, определяемых характером груза и его количеством, уров­нем профессиональных знаний обслуживающего персонала, мощнос- тью предприятия, структурой производственной программы и приоритетом производственных целей.

К числу важнейших критериев при оценке ТСС следует отнести из­держки при приеме, выдаче и комплектовании грузов, обеспечение свободного доступа к хранимому грузу, степень использования складского помещения и надежность управления.

Особое значение при проектировании ТСС приобретает выбор складского оборудования и размеров складских помещений. Ввиду большого разнообразия хранимых грузов, особенностей помещений

и организационных требований отыскание общих решений невозмож-но. При выборе складского оборудования следует руководствоваться требуемой производительностью склада. Она зависит от конъюнкту­ры сбыта и размеров производства. В этом случае оборудование вы­бирается по максимальной производительности или предусматрива­ется резерв хранимого груза. Решающее влияние на величину издержек при комплектовании грузов оказывает выбор тары.

Отдавая предпочтение тому или иному виду оборудования, следует учитывать следующие факторы: производительность, экономическая эффективность, функциональная надежность, компактность, минималь­ные издержки при комплектовании грузов, перспективы развития ТСС, согласование системы «человек-машина», простота обслуживания и бе­зопасность работы.

Рассмотрим теперь системный подход к определению оптимальных значений составляющих ТСС.

Потребность в перевозках грузов фиксирована не только в простран-стве заданием пунктов отправления и назначения конкретных отпра-вок, но и во времени — моментом готовности партии.

продукции к отгрузке и моментом неооходимости ее поступления по-лучателю, исходя из потребностей ее дальнейшего использования. Пе­ренести конкретную перевозку во времени (отложить или, наоборот, осуществить заблаговременно), не нарушив при этом нормальную работу отправителя или получателя груза, можно только в том случае, если продукция будет храниться в течение некоторого времени на складе. Таким образом, транспортная система вступает во взаимодействие с системой складов, что обуславливает необходимость рассматривать, как было уже отмечено. ТСС в комплексе.

Расс Согласование во времени процессов производства продукции и ее испоиспользования получателями может быть вызвано различными при-

 

чинами, среди которых есть как случайные, так и детерминированные. К числу последних относятся природно-климатические факторы, по­рождающие несинхронные сезонные колебания интенсивности произ­водства и потребления некоторых видов продукции.

В первую очередь это относится к продукции сельского хозяйства, а также продукции, потребляемой в сельскохозяйственном производстве (дизельное топливо для сельхозмашин, минеральные удобрения и т.п.). Кроме того, значительно меняется по сезонам интенсивность потреб­ления котельно-печного топлива, заготовок (вывозки на прирельсовые склады) деловой древесины, производства и потребления некоторых минеральных строительных материалов. В сезон отпусков, когда значительно повышается подвижность населения, растут потребление, а сле-довательно, и перевозки бензина и авиакеросина.

Размеры резервов складских помещений и перевозочные мощности различных видов транспорта должны находиться в определенном соот­ношении между собой. Оптимальные значения величин емкости скла-дов в каждом пункте и суммарной перевозочной мощности транспорта

можно определить с помощью экономико-математической модели. Обозначим:

i—номера пунктов производства продукции;

j—номера пунктов потребления;

к — номера интервалов времени, в течение каждого из которых ин­тенсивность производства и потребления остается постоянной, а при переходе от одного интервала к другому меняется;

аjk — объем производства продукции в пункте во временном ин­тервале к;

bik — объем потребления продукции в пункте во временном ин­тервале

Xjjk —объем перевозок продукции из пункта в пункт в интервале

У ik Уjк — запас продукции на складе в пункте по состоянию на конец интервала.

Vi, Vj. — емкость складов в пунктах.

и — перевозочная мощность транспортной системы

 

d —доходная ставка транспорта (тариф в расчете на 1 ткм);

/i-, Ij —удельная стоимость склада на единицу емкости в пунктах

f— капитальные вложения, необходимые для увеличения перево ючной мощности транспорта на единицу;

р — минимально приемлимая норма прибыли.

Модель оптимизации работы и развития ТСС имеет вид:

diXVifXuk + ^(2//v/+2//v/+/u4->min;

l j к I f. /

(2.1)

^хцк + Уа<-У,\к-\)1^ v/'/c;

'//а- + 3;/(а--1)-^ = />УУ'

ЪЩхук

uV/c;

'./

A-//A- * 0; Уik * 0;

YjL

vi

VJ

w

0;

0:

0; 0.

Решение модели (2.1) — (2,12) позволяет определить оптимальные и (значения емкостей каждого из складов, динамику i, заполнения на протяжении года, объемов перевозок рассматриваемого вида продукции из пунктов ее производства в пункты потребления в каждом из месяцев года, перевозочную мощность транспортной системы, обеспечивающую выполнение намеченного плана перевозок рассматриваемой продукции.

Структура целевой функции (2.1) соответствует ситуации, когда ответственность за вывоз продукции от производителей и за доставку ее потребителям, а также за хранение запасов продукции берет на себя, владеющая складами и определяющая сроки, объемы и направления i (перевозок, выполняемых по ее заказам транспортными организациями.

Боле Более детальное исследование модели (2.1) — (2.12) позволяет оп­реде- ить т лить и величину наценки на стоимость перевозимой продук- 21

 

ции, формирующую доход фирмы-оператора с учетом ее нормальной прибыли.

Использование рекомендаций, вытекающих из оптимального реше­ния модели (2.1) — (2.12), позволяет согласовывать интересы и поведе­ние на рынке грузовладельцев, владельцев складов и владельцев транс­портных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...