Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Стр 1 из 6Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Методика по воспитательной работы «Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников»
Выполнил студент группы П31 А. А Клюх Научный руководитель Е.К. Козлов
Новосибирск 2012 Содержание
Введение Г лава 1. Психолого-педагогические основы развития личности старшеклассников во внешкольной деятельности 1.1 Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности 1.2 Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников Глава 2. Экспериментальное исследование развития личности старшеклассника во внешкольной деятельности 2.1 Описание организации и методов исследования 2.2 Констатирующий эксперимент 2.3 Формирующий эксперимент 2.4 Результаты контрольного эксперимента Заключение Список использованной литературы Приложение А. Тест «Я-концепция» Приложение Б. Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» Приложение В. Анкета профориентации для выпускников школы Введение
Новые социальные требования к системе российского образования сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. Согласно нормативным документам, будущий выпускник старшей школы должен креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценности творчества, быть мотивированным на образование и самообразование в течении всей своей жизни, делать акцент на творчество и современную инновационную деятельность, быть готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять проектную, исследовательскую и информационную деятельность.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, выпускник должен также осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Таким образом, задача современной системы образования - сделать все возможное для достижения обозначенных результатов. Необходимо разрабатывать новые образовательные и воспитательные программы, применять эффективные образовательные технологии и совершенствовать условия, в которых учатся дети. Достижение поставленных результатов всестороннего развития личности ученика не может ограничиваться уроками, оно продолжается и углубляется во внеурочное время. На уроках невозможно в полном объеме изучить и понять сложные и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная, внеклассная деятельность. Различными авторами изучалась проблема развития личности детей старшего школьного возраста. Также изучалась возможность и целесообразность привлечения учащихся к внешкольной деятельности. Однако до сих пор остается малоизученным вопрос влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников. Объект исследования - внешкольная деятельность старшеклассников. Предмет исследования - влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассника. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: ) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития личности детей старшего школьного возраста; ) изучить взаимосвязь внешкольной деятельности с развитием личности старшеклассников; ) провести экспериментальное исследование влияния внешкольной деятельности на уровень развития личности старшеклассника. Гипотеза исследования - внешкольную деятельность следует рассматривать не только как одну из форм организации досуга учащихся, но и как метод повышения уровня развития личности старшеклассника.
Методы исследования: теоретический метод (изучение теоретических и научно-практических источников), эмпирический метод (экспериментальное исследование). Глава 1. Психолого-педагогические основы развития личности старшеклассников во внешкольной деятельности Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека. А творческий процесс, по сравнению с репродуктивным уровнем мышления, требует значительных эмоциональных, энергетических затрат. Развитие абстрактно-логического мышления старшеклассников знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Старшеклассники могут подолгу спорить об отвлеченных предметах, о которых ничего не знают. Эта новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Как, отмечает И.С. Кон, юношеский интеллект не удовлетворяется готовыми формулами, а стремится открыть или создать их заново. Для старшего возраста характерно дальнейшее развитие воображения, в особенности творческого. «В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности», - отмечает К.Д. Ушинский. Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, выступающего в познавательных процессах как стиль мышления. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся.
Происходит изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Следует заметить, что учащиеся испытывают естественную потребность в активной деятельности и чаще выбирают творческие профессии. Задача состоит в активизации развития необходимых способностей, формировании устойчивых профессиональных интересов. Для этой цели, как отмечают психологи, необходимо максимально активизировать творчество и инициативу учащихся. Следует отметить, что одной из важнейших характеристик личности и центральным психическим процессом юношеского возраста является самосознание. Данная характеристика занимает особое место в проблематике творчества. Человек в процессе познания и создания нового выступает как «самосознательный организм», осознающий себя и характер своих действий, благодаря чему он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. «Самосознание, - отмечает В.Н. Соколов - обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, не может быть такой творческой активности интеллекта, которая никак не отражается в сознании субъекта и, следовательно, им не осознается. Благодаря самосознанию, человек способен эффективно контролировать свои творческие усилия, подбирать оптимальную модель творческой деятельности. В юношеском возрасте интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.
Таким образом, формирование личности, ее черт, как совокупности индивидуально-психологических, интеллектуальных и социальных характеристик и свойств, завершается в юности. И именно данный возраст, по нашему мнению, может являться наиболее сензитивным и, одновременно, завершающим для окончательного становления всего комплекса параметров и характеристик, необходимых для того, чтобы сформировалась креативность как личностное новообразование, имеющее свое дальнейшее приложение и развитие в профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|