Описание организации и методов исследования
С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, занимающихся внешкольной деятельностью: 5 человек посещают художественную студию; 2 человека - спортивную школу; 4 человека - благотворительный фонд «Дети России», 4 человека занимаются в военно-спортивном клубе «Отечество». Психологом К. Обуховским выделяются четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они дополняют друг друга. . Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения. . Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия. . Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение - это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию. . Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.
Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. В соответствии с этим можно выделить следующие критерии развития личности: широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество; мера развития личности как субъекта; характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству; социальная компетентность. В соответствии с выше обозначенными критериями в исследовании были выделены следующие критерии развития личности старшеклассников: ) уровень самооценки и самовосприятия; ) уровень социальной компетенции; ) уровень профессионального самоопределения. Задачи исследования: ) провести диагностику развития личности старшеклассников в соответствии с указанными критериями; ) предложить и апробировать одну из форм внешкольной деятельности; ) провести контрольную диагностику уровня развития личности старшеклассников после реализации предложенных мероприятий. Методы исследования: . Опросник В.Г. Маралова (Прил. А) Опросник В,Г. Маралова разработан для диагностики уровня самооценки и самовосприятия личности в соответствии с «Я-концепция личности» по Р. Бернсу. «Я-концепция» определяет не только то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Старшеклассникам предлагается в предложенной карте обозначить высказывания, которые он относит к собственному «Я» в большей степени.
. Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» (Прил. Б) В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий: Начальные навыки- некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре. Самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку. Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает. Навыки планирования предстоящих действий - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию. Альтернативы агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом. Старшеклассникам даётся список утверждений с бланком для ответов. Опрос проводится в два этапа. На первом этапе испытуемый должен оценить насколько ему самому даются указанные социальные навыки. Материалом к проведению методики служит опросник, который состоит из списка утверждений и бланка для ответов. На втором этапе испытуемый должен оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам. На первом этапе мы получаем сведения о том, как старшеклассник сам оценивает свою успешность в том, или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того чтобы выяснить эти ориентиры, проводится второй этап, на котором предлагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного старшеклассника. . Анкета профориентации для выпускников школы (Прил. В) Анкета позволяет оценить уровень профессионального самоопределения старшеклассников (разработана автором).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|