Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание организации и методов исследования




С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, занимающихся внешкольной деятельностью: 5 человек посещают художественную студию; 2 человека - спортивную школу; 4 человека - благотворительный фонд «Дети России», 4 человека занимаются в военно-спортивном клубе «Отечество».

Психологом К. Обуховским выделяются четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они дополняют друг друга.

. Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

. Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

. Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение - это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.

. Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. В соответствии с этим можно выделить следующие критерии развития личности:

широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество;

мера развития личности как субъекта;

характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

социальная компетентность.

В соответствии с выше обозначенными критериями в исследовании были выделены следующие критерии развития личности старшеклассников:

) уровень самооценки и самовосприятия;

) уровень социальной компетенции;

) уровень профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

) провести диагностику развития личности старшеклассников в соответствии с указанными критериями;

) предложить и апробировать одну из форм внешкольной деятельности;

) провести контрольную диагностику уровня развития личности старшеклассников после реализации предложенных мероприятий.

Методы исследования:

. Опросник В.Г. Маралова (Прил. А)

Опросник В,Г. Маралова разработан для диагностики уровня самооценки и самовосприятия личности в соответствии с «Я-концепция личности» по Р. Бернсу. «Я-концепция» определяет не только то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Старшеклассникам предлагается в предложенной карте обозначить высказывания, которые он относит к собственному «Я» в большей степени.

. Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» (Прил. Б)

В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

Начальные навыки- некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.

Самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.

Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.

Навыки планирования предстоящих действий - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.

Альтернативы агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Старшеклассникам даётся список утверждений с бланком для ответов.

Опрос проводится в два этапа.

На первом этапе испытуемый должен оценить насколько ему самому даются указанные социальные навыки.

Материалом к проведению методики служит опросник, который состоит из списка утверждений и бланка для ответов.

На втором этапе испытуемый должен оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.

На первом этапе мы получаем сведения о том, как старшеклассник сам оценивает свою успешность в том, или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того чтобы выяснить эти ориентиры, проводится второй этап, на котором предлагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного старшеклассника.

. Анкета профориентации для выпускников школы (Прил. В)

Анкета позволяет оценить уровень профессионального самоопределения старшеклассников (разработана автором).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...