Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Констатирующий эксперимент




 

Результаты, полученные путем диагностики уровня самооценки личности показали, что в экспериментальной группе низкий уровень закрытости выявлен только у 38% учащихся. У остальных 62 % уровень закрытости высокий, что отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой (рис. 1 соответствует низкому уровню показателей).

педагогический личность внешкольный старшеклассник

Рисунок 1 - Диагностика уровня самооценки и самопринятия в контрольной и экспериментальной группах, %

 

В контрольной группе, наоборот, количество человек с высоким уровнем закрытости составляет всего 8 %. Остальные 92 % старшеклассников имеют низкий уровень закрытости.

У 88 % учащихся из экспериментальной группы высокие показатели самоуверенности, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного «Я», высокой смелости в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненный вопросы. У 12% отмечается низкий уровень самоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

В контрольной группе низкая самоуверенность отмечена только у 2 % учащихся. В целом, это высокие результаты и по обеим группам.

В экспериментальной группе 18 % учащихся имеют низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевым контролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением. В контрольной группе этот показатель равен 5 %.

В экспериментальной группе низкий уровень самоотношения имеют 22% учащихся. В контрольной группе - 11 %. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии у человека желания общаться с окружающими, желание проявлять эмоциональную открытость для конструктивного взаимодействия.

Низкий уровень самоценности в экспериментальной группе отмечен у 38 % испытуемых. В контрольной группе - у 4 %. Низкий уровень самоценности может говорить о невысокой оценке своего духовного потенциала, богатства своего внутреннего мира.

Низкий уровень самопринятия отмечен у 14 % испытуемых из экспериментальной группы и у 2 % из контрольной группы. Высокий уровень самопринятия в экспериментальной группе отмечен у 55 % учащихся, а в контрольной у 14 %. Низкие значения указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Высокие же значения данного показателя могут говорить о принятии себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Учащийся часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств.

Низкий уровень самопривязанности в экспериментальной группе имеют 5 % учащихся, в контрольной - 26 %. Низкий уровень самопривязанности, фиксируют высокую готовность к изменению «Я» - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное «Я» ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. Высокий уровень самопривязанности в экспериментальной группе имеют 44 %. В контрольной - 12 %. Высокий уровень данного показателя отражает высокую ригидность «Я» - концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, для учащихся из экспериментальной группы характерен нестабильный уровень самооценки от высокого до низкого, завышенный уровень самопривязанности. Самопринятие также находится на границе высоких и низких показателей, что говорит о заниженной или завышенной самооценке. Остальные показатели можно считать в переделах нормы. В целом, отмечается нарушение саморазвития и самосовершенствования, что тормозит полноценное развитие личности старшеклассника.

Диагностика уровня развития социальных навыков (рис. 2) показал, что в экспериментальной группе всего 12 % имеют высокий уровень развития социальных навыков.


Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня развития социальных навыков в экспериментальной и контрольной группах

 

В то время как в контрольной группе 75 % имеют высокий уровень развития социальных навыков. Основные проблемы сформированности социальных навыков заключаются в завышенной оценке собственных социальных навыков и социальных навыков сверстников, либо, наоборот, в заниженной оценке социальных навыков. 28 % учащихся из экспериментальной группы адекватно относятся к собственным социальным навыкам и занижают оценку социального поведения сверстников.

Таким образом, можно сказать, что учащиеся из экспериментальной группы испытывают определенные трудности во взаимодействии с социальным окружением.

Диагностика готовности к профессиональному самоопределению показала, что в экспериментальной группе 38 % учащихся определились в выборе профессии, 32 % учащихся находятся на стадии «поиска себя», 18 % собираются после окончания школы устроиться на работу, 10 % относятся равнодушно к учебе и работа, а 2 % учащихся собираются после окончания школы пройти службу в армии.

Из опрошенных старшеклассников экспериментальной группы только 18 % собираются продолжать обучение по интересующей их профессии. Остальные 52 % учащихся собираются продолжить послешкольное обучение только для того, чтобы получить диплом. Работать по профессии они не собираются.

В основном, 62 % испытуемых считают выбор будущей профессии самостоятельным. 11 % испытуемых выбрали будущую профессию «за компанию» с друзьями. На выбор 5 % испытуемых оказала влияние семья, на 3 % школа (презентация профессий). 9 % испытуемых считают выбор будущей профессии случайностью, а 10 % затруднились ответить.

В контрольной группе 66 % учащихся определились с выбором профессии. 28 % решили после окончания школы совместить дальнейшее обучение и работу. 6 % испытуемых не определились с выбором и 4 % - решили пройти службу в армии.

Причины выбора профессии у испытуемых контрольной группы различные, но у 28 % выбор профессии обусловлен занятиями внешкольной деятельностью.

Таким образом, резюмируя данные трех диагностических исследований можно сделать вывод, что уровень развития старшеклассников из контрольной группы значительно выше, чем у ребят из экспериментальной группы.

 

Формирующий эксперимент

 

В качестве повышения результативности исследованных выше показателей испытуемым из экспериментальной группы было предложено заняться внешкольной деятельностью, а именно, «взять на себя» руководство и деятельность «Клуба старшеклассников», который был создан на базе школы, но не функционировал по причине отсутствия должного внимания как педагогического коллектива, так и самих учащихся к деятельности этого клуба. Аналогичные клубы функционируют в учреждениях дополнительного образования и являются местом внешкольной деятельности учащихся.

Клубы старшеклассников, которые действуют на базе общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, при условии надлежащей организации педагогического процесса становятся институтами творческой жизнедеятельности и развития индивидуальных творческих способностей школьной молодежи; центрами активного досуга и улучшения психологического здоровья, снятия напряжения; школой формирования самостоятельности и местом выбора жизненного пути, проектированим личных планов и целей на будущее, обретением творческого опыта и всестороннего развития личности.

Мониторинг практической деятельности клубов старшеклассников дает основания утверждать следующее: клубы существенно дополняют деятельность основной школы в деле формирования жизненных компетентностей, развития творческой активности, интеллектуальных и творческих способностей молодежи, оказывают содействие в социализации и психологической адаптации детей старшего школьного возраста; клубы обеспечивают педагогическую организацию социально культурного влияния на развитие продуктивного творческого мышления воспитанников и их творческой активности, дают воспитанникам свободу выбора видов творческой деятельности, формируют индивидуальный стиль творческого поведения.

Для эффективности развития творческой активности, жизненных компетентностей личности в основу педагогического процесса клубов необходимо положить системно-целевой подход и максимальное приближение к естественным наклонам, нуждам и интересам воспитанников, признание приоритета воспитания и самоценности личности.

Клубы старшеклассников олицетворяют такие концептуальные подходы к организации учебной и воспитательной работы: гуманистический (приоритет общечеловеческих и моральных ценностей, значимость каждого человека, отдельного индивидуальной точки зрения); личностный (выбор каждым воспитанником собственной позиции, своего отношения к разным научным и социальным явлениям); интегративный (рассмотрение любых проявлений творческой деятельности в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом воспитанников клуба); диалогический (поиск путей взаимопонимания и творческого взаимодействия с теоретическими концепциями и их носителями).

Клубы старшеклассников является эффективной формой организации внешкольной воспитательной работы, неотъемлемой составной частью процесса воспитания личности старшеклассника в общей системе государственного непрерывного образования.

Старшеклассниками была проведена работа по восстановлению деятельности «Клуба старшеклассников». Разработан устав клуба, выделены задачи, направления деятельности и календарный план.

Устав клуба

. Членом клуба старшеклассников может стать любой ученик 9-11 классов, уважающий себя и школу, желающий сделать собственную жизнь и жизнь школы интересной.

. Член клуба имеет право участвовать в любом деле и мероприятии школы, вносить свои предложения в организацию общих дел, так же имеет право на уважение другими членами клуба.

. Член клуба старшеклассников обязан уважать мнение остальных товарищей, не нарушать дисциплину и учебный процесс в школе, уважительно относиться к учителям и младшим товарищам, чтить традиции и культуру школьной жизни, быть примером для окружающих.

. Член клуба, не желающий сотрудничать с товарищами и нарушающий Устав клуба, имеет право на добровольный выход из состава клуба.

Задачи клуба

. Организовать жизнь старшеклассников в школе, создать обстановку доброжелательности для старшеклассников.

. Научить старшеклассников асмостоятельно принимать решение, работать над формированием самоуправления.

. Воспитывать чувство патриотизма, ответственности перед собой и обществом.

. Активно участвовать в жизни классов, школы, района, республики.

Направление деятельности:

нравственно-эсттическое;

военно-патриотическое;

экологическое;

организация досуга;

приобщение к национальным традициям и культуре.

В табл. 1 представлен календарный план работы клуба на учебный год.

 

Таблица 1 - календарный план работы клуба старшеклассников на 2012 учебный год

Месяц Мероприятия
Сентябрь 1. Организационное заседание (выбор актива, распределение обязанностей). 2. Составление плана работы. 3. Организация дежурства по школе.
Октябрь 1. Пдготовка и проведение дня самоуправления. 2. Праздничный концерт ко дню учителя. 3. Участие в месячнике по экологии. 4. Проведение недели Коста. 5. Подготовка и проведение оеннего бала.
Ноябрь 1. Участие в месячнике по профилактике правонарушений. 2. Подготовка и проведение дня здоровья. 3. Контроль за ходом дежурства по школе.
Декабрь 1. Подготовка к празднованию Нового года. 2. Отчет комиссий.
Январь 1. Открытие месячника оборонно - массовой работы.
Февраль 1. Подготовка и проведение линейки, посвященной дню юного героя - антифашиста. 2. Пдготовка и проведение конкурса инсценированной песни. 3. Подготовка и проведение вечера "ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА".
Март 1. Праздничный концерт, посвященный международному женскому дню 8 Марта. 2. Подготовка и проведение фестиваля " Этой дружбе нет преград!"
Апрель 1. Подготовка и проведение дня здоровья. 2.Участие в районной игре "Зарница".
Май 1. Вахта памяти. 2. Подготовка и проведение митинга 9 мая в сквере. 3.Подготовка и проведение праздника "Последний звонок". 4. Отчет работы клуба за год.

 

Помимо этого, старшеклассники организовали работу «Клуба старшеклассников» в социальных сетях, где они могут обмениваться опытом с другими сверстниками, принимать участие в слетах и семинарах, приглашать к себе в клуб гостей на слет или семинар и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...