Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тушение пожара силовой установки.




 

При тушении пожара силовой установки действия пожарно-спасательных расчетов должны быть направлены на ликвидацию пожара за минимальное время и предотвращение его распространения на крыло или фюзеляж. При этом необходимо, чтобы загоревшиеся двигатели были выключены и подача топлива была прекращена, что выполняется экипажем или техническим персоналом АТБ.

Пожары силовых установок (двигателей) обычно возникают и развиваются в закрытом подкапотном пространстве мотогондол. Поэтому для их ликвидации в первую очередь необходимо использовать огнетушащие составы объемного (газового) тушений: углекислый газ. Минимальное потребное количество таких составов определяется из суммарного объема свободного пространства мотогондолы по формуле:

 

 

где:

Q - количество газового огнетушащего состава, мг

g - нормативная огнетушащая концентрация, мг/м

V - объем мотогондолы, м

K - коэффициент, учитывающий потери состава из-за его утечек (принимается равным 1,25-1,40).

Нормативная огнетушащая концентрация составляет (в кг/м ):

#G0углекислый газ - 0,70

Для обеспечения возможности тушения пожаров на двигателях ВС газовыми составами на вооружении должны быть соответствующие установки. В настоящее время с этой целью могут быть использованы огнетушители ОУ-400, оснащенные ломами-распылителями, установки углекислого тушения, которыми в ряде аэропортов, оснащены пожарные автомобили. Для тушения пожаров на двигателях могут быть использованы и другие составы, в частности пены низкой кратности или водный раствор пенообразователя. Подача этих составов в мотогондолу может производиться с помощью стволов-пробойников.

Одновременно с тушением пожара на двигателе целесообразно осуществлять охлаждение мотогондолы и прилегающих участков крыла или фюзеляжа. Для этой цели используется вода или пена низкой кратности.

Действия пожарно-спасательных расчетов по тушению пожара на силовой установки (двигателе) в общем случае выполняются в следующей последовательности.

По прибытию к ВС оценивается обстановка, характер пожара, производится расстановка автомобилей на боевых позициях. При этом учитывается направление распространения пожара, пути эвакуации людей из аварийного ВС, сила и направление ветра.

После занятия исходных позиций личный состав прокладывает рукавные линии и готовит установки объемного (газового) тушения. Одновременно с прокладкой рукавных линий целесообразно приступить к тушению пожара, подавая пену низкой кратности из лафетных стволов. Пена подается на мотогондолу в воздухозаборники и выходные сопла. Особенно это необходимо, если пожар усилился до такой степени, что возникла реальная опасность распространения пожара на другие отсеки ВС. Однако следует учитывать, что при подаче пены из лафетных стволов главным образом достигается эффект охлаждения. Тушение пожара, таким образом, может быть малоэффективным, т.к. пена практически не попадает в зону горения (подкапотное пространство). Поэтому тушение пожара двигателей необходимо осуществлять, используя ручные стволы и стволы-пробойники.

С помощью ручных стволов ОТС подается в гондолу через специальные лючки в капотах или через возможные прогары. Используя стволы-пробойники, можно подать пенный состав в мотогондолу, пробив отверстие в капотах в любом доступном месте, лучше всего в средней части мотогондолы.

Установки объемного тушения необходимо использовать немедленно по их готовности к подаче газа и если есть возможность доступа к горящему двигателю. Подача газа в мотогондолу осуществляется ломами-распылителями и стволами-пробойниками. При этом необходимо одновременно использовать все баллоны с газом, обеспечивая максимальную производительность его подачи.

В процессе тушения пожара на двигателе ручными стволами или установками газового тушения целесообразно одновременно подать по крайней мере один ствол на охлаждение.

Значительные трудности представляет тушение пожара на двигателях, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Эти трудности обусловлены сложным доступом к таким двигателям из-за их высокого расположения. В этих случаях для тушения пожара в мотогондоле можно использовать следующие приёмы. Подниматься к мотогондоле по приставным лестницам под защитой огнетушащих струй и при соответствующей страховке. Работать с ручными стволами или стволами-пробойниками, находясь на верхней поверхности автомобилей. Использовать специальные штанги. Любой из этих приёмов должен быть обеспечен в плане безопасности для пожарных, отработан при соответствующих тренировках и учениях.

В случае, если пожар силовой установки сопровождается горением истекающего топлива и топлива скопившегося на грунте (бетоне) под крылом или фюзеляжем, то такое горение необходимо ликвидировать немедленно. С этой целью использовать установку тушения пожаров самолёта (УТПС), лафетные стволы, ручные воздушно-пенные стволы. В случае, если площадь горения небольшая, в пределах 20 м , то хороший эффект даёт применение генераторов пены средней кратности. Горение топлива, стекающего по поверхности ВС необходимо ликвидировать методом сбивания пламени сильной струёй пены низкой кратности.

 

4.6.4. Тушение пожаров органов приземления.

 

Наиболее безопасным и надежным способом тушения пожаров органов приземления, сопровождающихся горением магниево-алюминиевых сплавов является комбинированный способ, при котором используется огнетушащий порошок и раствор пенообразователя. При комбинированном способе тушения на очаг пожара вначале подается порошок. Попадая на горящую поверхность металлических конструкций, порошок плавится на поверхности, образуется воздухонепроницаемая твердая корка. Горение прекращается, но температура остается высокой и сохраняется опасность повторного воспламенения. Поэтому для охлаждения очага пожара необходимо после подачи порошка подать раствор пенообразователя или воду. При таком методе тушения снижается вероятность разбрызгивания горящего металла.

Хороший эффект тушения достигается при тушении пожара шасси только одним порошком. Но при этом должен использоваться особый универсальный состав, предназначенный для тушения пожаров класса А (твердые полимерные и естественные материалы), В (легковоспламеняющиеся жидкости), Д (металлы).

В случае горения шасси, находящегося в разлитом авиатопливе, тушение пожара целесообразно проводить воздушно-механической пеной низкой кратности, подавая ее с высокой производительностью. Для этих целей используются установки тушения пожаров самолетов (УТПС), лафетные стволы или несколько ручных стволов типа СВП при давлении не менее 6 атм. При тушении такого пожара целесообразно охлаждать как граничащие, так и расположенные выше очага пожара поверхности конструкции ВС.

Следует отметить, что при тушении пожаров шасси не следует применять газовые составы, в частности углекислый газ, т.к. при соприкосновении с горящей поверхностью магниевой конструкции он легко разлагается с образованием атомарного кислорода, что усиливает горение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...