Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История лаковой миниатюрной живописи




 

Термин «миниатюра», происходит из латинского названия красной краски (типа сурика или киновари) «минимум», употребляется для украшения рукописей, иллюстрациями и орнаментами, а также связывают этот термин с корневой основой слов minium и «minor» (маленький).

Лаковая миниатюрная живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.

История художественных лаков уходит далеко в прошлое. Она восходит к XVI в., когда мореплаватели стали привозить из стран Востока различные экзотические товары, в том числе лаковые изделия. В XVII в. Во многих странах, в том числе и в Московском государстве, нашлись мастера, которые старались воспроизвести «хинское» письмо. Так, художественные китайские лаки стали предметом изучения и повторений, их копировали, варьировали на местах, вырабатывая своеобразный тип декоративной росписи. Драгоценные восточные лаки находили себе пристанище в царских хоромах, во дворцах знати, поэтому удачные эксперименты европейских «лакиров» также попадали в парадные залы и кабинеты знатных вельмож.

Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766-1122 гг. до н.э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях.

Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. Способы изготовления лаков в большой мере определялись существованием в этих регионах лаковых деревьев (в Китае "ци-шу", в Японии "уруси-но-ки", во Вьетнаме "кэй-шон"). Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, что-то заимствуя у соседей, совершенствуя их опыт и привнося в него собственный. Японцы, познакомившись с китайскими лаками, превзошли их, особенно в росписи с применением золотого и серебряных порошков в технике "макиэ" и "насидзи".

В Иране использовали особый лак, составной частью которого был сандарак - душистая смола североафриканского хвойного дерева, уступающая по качеству лакам Китая и Японии. В Индии, где лаковое искусство было известно с XV-XVI веков, лак изготовлялся из льняного семени и камеди.

Восточные лаки отличаются высочайшим уровнем и культурой технологии. Лаковое покрытие остается твердым и гибким после высыхания, не реагирует на горячую воду, не имеет запаха, противостоит биологическому разрушению. Лак дешев, гигиеничен, его можно расписывать, формовать, лепить и резать. Лак можно наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, бумагу, ткань, кожу, металл, камень.

Плененные красотой необычных изделий, и европейские мастера создают в XVII веке мастерские по производству изделий с росписью "под Китай". Но технология изготовления европейских лаков значительно отличается от восточной, отражая не только различия в исходных материалах, но и в климатических условиях, традициях, образе жизни.

Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры - все это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте - водах Ардена. Спасское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII веке, когда местные художники объединились в особую гильдию.

История русских художественных лаков начинается с XVII в., но производство высокохудожественных изделий связано с петровской эпохой, с периодом строительства Санкт-Петербурга и его пригородов, в связи с чем для проведения этих работ охотно приглашались как российские, так и зарубежные мастера разных специальностей. Среди иностранцев, прибывших в 1703 г. Из Голландии, был мастер лакирного дела Гендриг ван Брумкорст. В Санкт-Петербурге он занимался обучением «команды» будущих лакирных мастеров.

Лаковая миниатюра в Федоскино появилась к началу 19 века под воздействием фабричной промышленности и распространением ремесел в окрестных селах. Наибольшее развитие у местных жителей получило изготовление лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью. Начало промыслу было положено в 1795 году, когда купец П. И. Коробов наладил кустарное производство лакированных армейских козырьков. Затем в селе Данилково, рядом с Федоскино, он основал первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше, выпускавшую в основном табакерки для нюхательного табака. Коробов ездил в Германию, в город Брауншвейг, на табакерочную фабрику И. Г. Штобвассера и пригласил оттуда мастеров на свою фабрику в Россию. Русские мастера стали украшать изделия изображениями отечественных сюжетов. К 1812 году фабрика перешла в собственность зятя П. И. Коробова - П. В. Лукутина. С 1828 года на изделиях фабрики начали ставить клеймо, и тогда они стали повсеместно известны как «лукутинские». В 1904 году фабрика закрылась после смерти последнего Лукутина, но оставшиеся без работы мастера организовали в 1910 году артель, которой помогал фабрикант С. Т. Морозов. Образцы лукутинской миниатюры получали золотые и серебряные медали на выставках 1910-1913 годах в Петербурге, Киеве, Казани. Они успешно продавались в России и за границей. В селе работает музей федоскинской артели. В Федоскино не только производят художественные изделия, но и готовят новых мастеров - в 1931 году здесь была открыта школа миниатюрной живописи.

Кроме Федоскино, в России в настоящее время действуют три центра искусства миниатюрной лаковой живописи: Палех, Мстёра и Холуй. Они прошли иной путь развития. До революции 1917 года это были крупные иконописные промыслы, мастера которых создавали иконописные мастерские по всей стране: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове. Они расписывали церкви в России и посольские церкви за рубежом. Мстёра, Палех, Холуй до революции входили в состав Владимирской губернии, в советское время согласно новому административному делению Палех и Холуй оказались в Ивановской области, а Мстёра - во Владимирской. Все эти центры известны как старинные очаги иконописи. Они занимались не только искусством малых форм, но и стенописью, реставрацией старых храмов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...