Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 18 . Определение приемов




И средств преподавания и учения,

Используемых на уроке (лабораторное занятие)

Целью занятия является отработка приемов и средств преподавания и обучения.

При подготовке занятия необходимо провести структурно-функ­циональный анализ содержания учебного материала урока, который предстоит наблюдать в школе. Следует отобрать приемы изучения материала, адекватные главным структурным компонентам содер­жания учебного материала. Исходя из этого можно сформулировать вопросы и задания учащимся. Надо также определить, в каких фор­мах усвоят учащиеся исторические знания на уроке.


Появление и рост неравенства у германцев. Завоевания германцев в V в.


Поселок

Роды v

V N

Племена


Двуполье Повышение пр-ти труда


 


Родовая община -------»- Соседская


Неравенство


Народное собрание


Знать

Рабы


^старейшины + военные вожди

I

дружины


Крестьяне-общинники


Вторжения IV — V вв.

Римская империя

вандалы — Сев. Африка вестготы — Испания остготы — в Италии франки — в Галлии англы и саксы — в Брита­нии



Результаты анализа записываются в таблице:

 

План Факты, изучае- Выводы, Приемы
изучения нового мые на эмпи- обобщения, и средства
материала рическом уровне изучаемые на преподавания
    теоретическом и учения
    уровне  
       

Вопросы и задания: 1. Соблюдена ли адекватность приемов пре­подавания и учения структурным компонентам учебного материа­ла и познавательным возможностям учащихся? 2. Каков уровень обучаемости отдельных групп учащихся? Как учитель активизиро­вал познавательную деятельность учащихся? 3. Насколько полно удалось воплотить в реальные результаты педагогический замысел урока? (Выясняется после урока в беседе с учителем.)

Задание: проанализируйте содержание урока (четвертого по счету) «Политический строй России XVII в.», проведенного студен­том IV курса в 7 классе во время своей первой учебной практики. Постарайтесь выявить все недочеты и ошибки, допущенные в ходе урока. Следует иметь в виду, что урок проходил в канун праздника 8 марта и ученики класса попросили закончить урок на 5 минут рань­ше, чтобы поздравить с праздником классного руководителя. Отве­ты учеников даны в скобках.

Ход урока

Урок начинается с проверки присутствующих по списку журна­ла. Затем ученикам предлагается открыть параграф 25, с. 165 учеб­ника и посмотреть название новой темы «Политический строй Рос­сии XVII в.» В это время учитель молча, без комментариев, пишет на доске:

Земские соборы

Боярская дума

Приказы

Вооруженные силы

«Мне хочется объяснить вам государственную структуру XVII ве­ка. Вы пока не переписывайте, что написано на доске. Мы с вами всю систему государственной власти будем изучать сверху вниз. Первый вопрос о Земских соборах. Какое бы определение вы дали Земскому собору?

(Это... орган власти, где принимали разные приказы.)

(Это сословно-представительный орган.)


Кем он был представлен?

(Всеми слоями населения, кроме крепостных крестьян.)

Какие это слои населения?

(Крестьяне менее зависимые.)

Какими сословиями?

(Бояре, дворяне, посадские люди.)

Кто такие посадские люди?

(Занимались ремеслом и мелкой торговлей.)

Свободные крестьяне были представителями Собора?

(Нет.)

Были. Земский собор представлен всеми: бояре, дворяне, купцы, крестьяне государственные и церковные (хотя последние не свобод­ные люди). Какие решения принимались на Земском соборе? По каким случаям собирался Земский собор? Или это регулярно дей­ствующий государственный аппарат? (Поднимает одного за другим трех учеников, но ответа не получает.) Что произошло в 1613 г.?

(В 1613 г. Земский собор собрался, чтобы выбрать нового царя Михаила Романова.)

Вспомните события, по которым состоялись Земские соборы.

(Может решение ставить ли пошлины на тот или иной продукт?)

В каком году проходил Собор?

(В 1649 г.)

Земский собор не был постоянно действующим органом, госап­паратом. Он собирался в самые ответственные для России момен­ты. Это 1613 г., когда нужно было решить вопрос о престолонасле­дии. Это 1649 г., когда Россию захлестнули волны бунтов, протес­тов, когда царь собрал дворян, купцов и пр. И было решено собрать Земский собор, на котором было принято Соборное уложение. Зем­ский собор не работал с какой-то периодичностью. В учебнике на­писано: «Совет всей Земли». Это представительный орган. Запи­шите в тетрадях:

Земский собор был представлен следующими сословиями:

дворянством;

свободными (подчеркните слово) крестьянами;

купцами;

посадскими людьми.

Ответьте мне, пожалуйста, а как вы вообще понимаете термин «Земский собор»?

(Это общее собрание.)

Почему Земский?

(Земщина.)

(Земля. На земле жили все люди, которые представлены.)


(Все люди из России.)

А слово «собор», что означает?

(Собрание.)

То есть собрание со всех земель. Следующий крупный орган гос­аппарата — Боярская дума. Откройте с. 66 учебника, прочитайте, что там говорится о Боярской думе. (Ученица читает вслух, все сле­дят по учебнику. Девочка оговаривается, все дружно ее поправля­ют, а учитель успокаивает словами: «Ничего страшного».)

Боярская дума была постоянно действующим органом?

(Да.)

В XVII в. постоянно управляли приказы: Разрядный, Стрелец­кий, Посольский, Пушкарский, Холопий и др. Были приказы, управ­лявшие территориями: Казанский, Астраханский, Новгородский и др. Вот какой у меня к вам рождается вопрос: «Можно ли гово­рить, что приказы XVII в. — это наши министерства?» Они выпол­няли те же функции, что наши министерства. Попробуйте ответить.

(Наверное.)

(В них должности, и в наше время премьер-министр.)

(Постоянно действующие органы.)

Продолжите мысль.

(Приказы при Иване IV были созданы для помощи боярам.)

Посмотрите на роль деятельности приказов. В XVII в. приказы управляли всеми сферами экономики, военными делами, выполня­ли политико-административные функции, когда аппарат управлял не сферами экономики, а административными округами. Попробуй­те сравнить, охватывают ли современные министерства такое ши­рокое количество полномочий.

(Сейчас министерства охватывают главную часть экономики.)

(В наши дни министерства управляют территориями.)

Они управляют? Нет, имеется областное руководство.

(Раньше было много различных приказов, они управляли на тер­риториях.)

Какие же тенденции происходят с приказами? Усиливается власть царя и предпринимаются попытки создать абсолютную власть — полную, непререкаемую. Это ведет к созданию приказа Тай­ных дел. Чем он занимался? (Спрашивает нескольких учеников, но они молчат.) Не все то, что происходило в стране, было законным. Могли быть в приказах большие пошлины, махинации. В нашем об­ществе есть прототип приказу Тайных дел?

(Мне кажется, нет.)

А мне кажется, есть. Чем приказ занимался? Собирал информа­цию, занимался внутренней разведывательной отраслью. ФСБ — наша структура. Появление разведки в XVII в., а у нас существует


внутренняя и внешняя разведка. И тогда был сбор информации, ве­лись дела. У нас остается так мало времени, а я хотел поговорить о Вооруженных Силах. Каково назначение Вооруженных Сил в XVII в. в России?

(Наверное, Вооруженные Силы всегда были наготове, ведь ино­земцы стремились захватить наши территории.)

Из кого, в основном, состояло войско?

(Конница и пешие воины.)

Конница и стрельцы. С начала 30-х годов XVII в. в России начинают комплектоваться полки иноземного строя. Почему они так называются?

(Эти полки походили на иностранные.)

Что это значит? За основу как модель брали иностранные вой­ска. Что вы хотели сказать?

(Войска иноземного строя состояли из наемников.)

Действительно, в полках иноземного строя появляются первые наемные солдаты и офицеры. Платили хорошее жалованье. Как ска­зал Наполеон, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Набираются драгунские, рейтарские полки. Какие языки учите? Что означает слово Reiter?

(По-английски рыцарь.)

А по-немецки всадник. По-английски драгуны — конные люди, точнее конники на хороших конях. Драгунские и рейтарские полки — это легкая и тяжелая кавалерия. Препятствие по развитию армии Рос­сии — тяжелое экономическое положение. Не было средств для за­купки вооружения за рубежом. Не было выхода к морям, не было фло­та. В XVII в. используется еще одна сила — казаки. Кто такие казаки?

(Это вольные люди, которые ушли от своих хозяев и селились на новых землях.)

Где селились?

(Располагались около побережья Черного моря, около границ. Они создали Запорожскую сечь.)

Кто были казаки, так сказать, в предыдущей жизни, представи­телями каких сословий: дворян, крестьян, купцов, бояр?

(Наверное, крестьян, которые ушли от своего феодала.)

Когда были восстания, то они стали воевать против своих хозя­ев, а потом ушли. Казаки были представителями беглых крестьян. Люди уходили в поисках лучшей жизни. Местом поселения были приграничные районы. Вы какой район назвали?

(Запорожье.)

Кроме Запорожья, казаки были на Кавказе, на Дону, на Яике. Вот у меня какой рождается вопрос: какую вооруженную силу представ­ляли из себя казаки?


(Они не входили в постоянное войско, даже участвовали в ка­ких-то восстаниях.)

(Они собирались, когда надо было вести войну, а в остальное вре­мя гуляли, забавлялись.)

(Кто-то занимался ремеслами, держал лавку.)

Какой основной вид деятельности казаков?

(Ремесло.)

Какую пользу приносили казаки России?

(Они расселялись на приграничных землях.)

(Они были первым барьером, через который должны пройти за­хватчики.)

Казаки никогда не были единицей регулярной армии. Жили обо­собленно, считая себя государством в государстве. Даже не считали себя русскими людьми.

(У казаков были атаманы.)

(Это главные люди. Их называли кошевыми. У них запасы еды, им давали деньги на сохранение.)

Давайте запишем домашнее задание: параграф 25 выучить. Ко мне подойдут 5 человек с дневниками (называет фамилии). Урок закончен.

Сравните данный урок с конспектом урока по той же теме (При­ложение № 6).

Из кн.: Оленина М.Ф. Педагогическая практика студентов исто­рического факультета. — Саратов, 1971.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...