Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль права на свободу слова в системе конституционных прав и свобод личности




Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и содержание конституционного права человека и гражданина на свободу слова в РФ

Место и роль права на свободу слова в системе конституционных прав и свобод личности

Конституционные основы свободы слова в практике выборов и СМИ

Реализация права на свободу слова в системе международного законодательства

Глава 2. Конституционно-правовые основы ограничения прав на свободу слова в РФ

Основные ограничения свободы слова в РФ

Основания, критерии и пределы ограничения свободы слова в международном праве

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Актуальность исследуемой темы определена, прежде всего, тем, что права и свободы человека и гражданина, их сущность и социальное значение традиционно вызывают повышенный интерес ученых, и правоведы здесь не исключение. За последние двадцать лет российское общество многократно обращалось к проблемам защиты права на свободу мысли и слова. В первую очередь это обусловлено тем, что, несмотря на требования времени в условиях реформирования российской государственности, очень трудно было отказаться от практики государственного контроля над всеми сферами общественной и государственной жизни. Прежние представления о свободе мысли и слова обнаружили свою несостоятельность, а новые политико-правовые стандарты еще не приняли развитой формы.

Закрепление на международном и национальном уровнях данного конституционного права оказалось недостаточным для эффективной его реализации, возникла необходимость в изменении общественного сознания, повседневной практической деятельности политических элит.

Сложилась двойственная ситуация: от свободы мысли и слова уже невозможно отказаться, но расширение границ этого права или необоснованное их сужение может привести либо к полному хаосу, либо к крупномасштабным конфликтам между властью и населением. В то же время право на свободу мысли и слова определенно теряет смысл вне его реализации и эффективной защиты.

Сказанное важно и в связи с усиливающимися процессами глобализации и интеграции стран мира. Общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе касающиеся прав и свобод человека, становятся неотъемлемой частью национальной правовой системы и во многом определяют направления дальнейшей модернизации государственно-правовых институтов.

Проблемы реализации права на свободу слова, определения границ законодательного регулирования в настоящее время приобретают особое значение в связи с необходимостью построения юридически четкой и согласованной системы прав и свобод человека, их действенного гарантирования, что должно послужить претворению в жизнь принципов демократического правового государства и гражданского общества.

Юридическое значение свободы ученые видят в том, что «все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности».

Свобода, будучи одной из краеугольных философских, нравственных категорий, занимает особое место в юридической действительности в виде института прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых на международном и национальном уровне.

Изучение свободы как философско-нравственной категории на протяжении истории человеческой мысли позволяет в настоящее время формулировать конкретные и практически весомые ее юридические характеристики.

Свобода в праве - сложная, имеющая давнюю историю область научных и практических интересов. В дореволюционной юридической литературе подчеркивалось, что сама возможность существования правовых норм обусловлена свободой воли, при этом как таковой вопрос о свободе воли можно ставить применительно к сфере сознательных действий человека и только в тех случаях, когда представляется выбор из нескольких путей, по которым можно следовать. Современные исследователи обращают внимание на то, что понятие свободы не означает абсолютную независимость от государства, а предполагает формирование активной, инициативной и ответственной (в плане выбора способов осуществления своих интересов) личности. Действительно, вряд ли в цивилизованном обществе свободу можно рассматривать как ничем не ограниченное право человека поступать как ему вздумается.

Реализация свободы индивида связана с благополучием общества и государства и, следовательно, не должна нарушать публичный порядок. Таким образом, налицо две главные стороны свободы: субъективная (интерес и возможность совершения или несовершения каких-либо действий) и объективная (ограничение реализации субъективных притязаний личности интересами других людей, потребностями сохранения благополучия и безопасности общества, государства или мирового правопорядка в целом).

Главный признак правового измерения свободы заключается в сознательном выборе одного из нескольких возможных действий или в выборе между действием и бездействием. Сознательный элемент свободы предполагает, что ее носителем является физическое правосубъектное (для осуществления ряда прав и свобод - дееспособное) лицо, которое осознанно выбирает, как поступить. Сказанное показывает, насколько сложно определить оптимальный комплекс правовых средств, уравновешивающий и ограничивающий в необходимых случаях разнородные притязания участников общественных отношений и отражающий их нравственно-мировоззренческие ориентиры.

Противодействие углублению в современном обществе межцивилизационных и межконфессиональных противоречий предполагает разработку действенных политико-правовых мер их устранения и предотвращения, направленных в первую очередь на поиск путей мирного сосуществования представителей разных религий, точек их бесконфликтного соприкосновения, что подразумевает включение принципа толерантности в мировоззренческую основу бытия каждого человека.

Таким образом, главное в свободе - это возможность действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. При этом юридическое восприятие свободы нередко фактически сводится к институту диспозитивности (выбор одного из нескольких вариантов поведения в той или иной ситуации). Такое понимание свободы как возможности выбора человеком совершения тех или иных поступков, ограниченное определенными нормативными рамками, по большому счету и получило наиболее широкое признание в праве.

В настоящее время существует немало проблем, требующих разрешения. Это и недостаточная правовая регламентация права на свободу мысли и слова, и отсутствие действенных механизмов реализации и защиты данного права в современной России. В целях избежания злоупотреблений правом на свободу мысли и слова, назрела необходимость определения четких границ реализации и защиты данного права.

Целью данной работы является определение особенностей законодательного регулирования права граждан на свободу слова в Российской Федерации.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

исследовать место и роль права на свободу слова в системе конституционных прав и свобод личности;

изучить конституционные основы свободы слова в практике выборов и СМИ;

раскрыть особенности реализации права на свободу слова в системе международного законодательства;

определить конституционно-правовые основы ограничения прав на свободу слова в РФ;

выявить основания, критерии и пределы ограничения свободы слова в международном праве.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на свободу слова.

Предмет исследования составили нормы Конституции РФ, федеральных законов, направленные на обеспечение реализации права граждан на свободу слова, международный опыт обеспечения такого права. Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка используемой литературы.


Глава 1. Понятие и содержание конституционного права человека и гражданина на свободу слова в РФ

 

Место и роль права на свободу слова в системе конституционных прав и свобод личности

 

Права человека представляют собой систему. Система прав формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. Эффективность ее во многом зависит от внутренней согласованности. Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Единство прав и свобод заключается в том, что все они возникают на основе общественных отношений, которые составляют их содержание. Все они, так или иначе выражают интересы и потребности общества, его членов, а их содержание определяется конкретными условиями жизни людей. Система прав, свобод и обязанностей российских граждан едина и в материальном и в юридическом отношениях, как и отечественная правовая система в целом. Внутри системы конституционных прав и свобод связи между составляющими ее элементами проходят по многим направлениям.

Объем прав, входящих в единый правовой статус, в отдельной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Так, Конституция Российской Федерации разграничивает основные права и свободы на права и свободы человека и гражданина.

Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей. Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как право и свобода. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие людей.

Связь свободы и обязанностей раскрывается в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Он наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.

Права человека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», и «права», и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности - личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Прежде всего, требуется пояснить различения понятий и терминов «права» и «свободы». Так, в тексте статьи 2 и в ряде других статьей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Права человека универсальны и основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства.

Права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства; права человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека.

Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку, а осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии. Коллективные права неотделимы от прав индивида. Они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности

Права человека регулируются Законом, но права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Так, временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

По мнению И.Е. Фарбера, к конституционному праву граждан на свободу слова относились правомочия на свободу творчества в науке, искусстве, литературе, кино, радио и телевидении, на свободное выражение своих мыслей и свободное пользование продуктами духовного творчества.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием реализации таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как право на свободу мысли и слова, свободу совести, свободу творчества.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22 - 25 Конституции: право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; неприкосновенность жилища. Названные права обеспечивают защиту частной жизни человека от какого-либо постороннего вмешательства, вторжения в те сферы, в которых человек должен быть свободен. Они отвечают естественному праву человека на анонимность его частной, личной и семейной жизни. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

В Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну» (ст. 12). Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако свобода слова не безгранична. Осуществление одних конституционных прав, свобод или обязанностей может быть основанием для реализации других прав и свобод: а) право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения основывается на возможности свободно выражать свои мысли, в данном случае религиозные убеждения, и сообщать о них другим людям (ст. 28 Конституции РФ).

«Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии» - ч.5 ст.3 Федерального Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г.

«Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения», указано в ч.1 ст. 17. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации»;

б) свобода деятельности любых общественных объединений, преследующих определенные цели, связана с осуществлением их участниками права на свободу слова (в числе прав, предоставляемых общественным объединениям Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. называет: право свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; право учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и другие полномочия.

Однако «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч.5 ст. 13 Конституции РФ); осуществляющих экстремистскую деятельность; нарушающих права и свободы человека и гражданина, неоднократно или грубо нарушающих Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы или иные нормативно-правовые акты, либо систематически осуществляющих деятельность, противоречащую его уставным целям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...