Вопрос 43. Что такое большое многобожие?
Ответ. Проявлением большого многобожия является избрание рабом помимо Аллаха того, кого он начинает приравнивать к Господу миров, любить его также, как он любит Аллаха, страшиться его также, как он страшится Аллаха, искать у него убежища, обращаться к нему со своими мольбами и бояться его, просить его о чём-то и стремиться к нему, уповать на него или же повиноваться ему, отступая от повиновения Аллаху, или следовать ему, несмотря на то. что это неугодно Аллаху, или же делать нечто подобное этому. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом совершает великий грех». Женщины, 48. «…-а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение.» Женщины, 116. «Поистине, для того, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, Аллах сделает рай запретным, и убежищем для него (послужит) огонь...» Трапеза, 72 Аллах Всевышний также сказал: «...а тот, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, подобен упавшему с неба, и птицы схватят его или ветер унесёт его в далёкое место.». [66] Хаджж, 31 И в связи с этим можно было привести и другие аяты. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Право Аллаха, которое обязаны соблюдать (Его) рабы, состоит в том, что им следует поклоняться Ему и ничему более наряду с Ним, рабы же вправе (ожидать), что не будет подвергнут мучениям тот, кто наряду с Ним не поклоняется ничему иному». Аль-Бухари, Муслим. При этом вне религии оказываются и люди, явно впавшие в большое многобожие, примером чего могут служить неверные курайшиты[67] и им подобные, и тот, кто является тайным многобожником, например, те пытающиеся обмануть Аллаха лицемеры, которые исповедуют ислам явно, внутренне оставаясь неверными.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них помощника, за исключением тех, которые раскаялись, и уладили [68], и искали убежища у Аллаха и стали искренне исповедовать религию ради Аллаха, и такие (окажутся) с верующими.» Женщины, 145-146. На это указывают и многие другие аяты.
Вопрос 44. Что такое малое многобожие?
Ответ. Это некоторая доля стремления к показному, примешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Судный день, совершает благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего.» Пещера, 110 Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то однажды он сказал: «Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы станете впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, а что такое малое многобожие?" Он ответил: «Показное (совершение благого)». Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами. А впоследствии пророк, (с.г.с.), истолковал свои слова следующим образом: «(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой». Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа. К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё. Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами» Абу Дауд Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы» Ан-Насаи, Ахмад. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха». [69] Абу Дауд, ан-Насаи. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам» [70]. Абу Дауд Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:… в многобожие)». А6у Дауд То же самое относится и к произнесению слов : "Как пожелал Аллах и ты". Сообщается, что в ответ человеку, однажды сказавшему ему это, пророк, (с.г.с.), сказал: «Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!» Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад. То же самое относится и к таким выражениям как: "Если бы не Аллах и ты", - а также: "Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя ", - а также: "Я прошу покровительства у Аллаха и тебя ", - и тому подобным фразам. Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Не говорите: "Как пожелал Аллах и такой-то" - но говорите: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то"» Абу Дауд, Ахмад. Улемы указывали, что можно говорить: "Если бы не Аллах, а потом такой-то ", - но нельзя говорить: "Если бы не Аллах и такой-то ".
Вопрос 45. Какая разница между союзом "и" и выражением "а потом", использующимися в вышеупомянутых выражениях? Ответ. Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза "и" требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах и ты", - сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение "а потом", то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это означает, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах, а потом ты", - тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, который сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». Человек, 30. То же самое относится и ко всему остальному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|