Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авель. Исаак патриарх. Пророки. Помощники и защитники (целители). Иоанн креститель




ЕВА

= Ева: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 237; Новг. г., Майк., 530-539; Арх. о., Адоньева, 86; бабка Ева: Арх. г., Забыл., 333; Евва: Новг. г., Майк., 429-430; Олон. г., Срезн. 13, 486, 507.

( Упомянута 10 раз, из них 6 с Адамом®.

( Форма с геминацией согласного Евва объясняется как результат ассимиляции из старого варианта Евга (Успенский 1969, 228).

( См. Адам®.

( См. Адам®.

( В белорусском заговоре Евой зовут змеиную царицу (Роман., 111).

АВЕЛЬ

Ни разу не упомянут самостоятельно. 9 раз вместе с Каином; см.: Каин и Авель®.

НОЙ

= Ной праведный: Арх. г., Забыл., 336-337; милостивый Ной: Волог. г., Шуст., 129-130.

( 2 упоминания.

( Появление его имени в зубном заговоре можно объяснить народной этимологией имени (или просто созвучием): зубы ноют.

( Защищает: охотничьи ловушки.

Исцеляет: людей от зубной боли.

( Известный ветхозаветный патриарх, спасшийся во время Потопа.

ИСААК ПАТРИАРХ

Исаак: Арх. г., Забыл., 366; б. м., Рыбн., 257-258.

( 2 упоминания.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( Ветхозаветный патриарх, сын Авраама и Сарры.

( Ср.: Осакий, сын Оврама в украинском заговоре от лихорадок (Иванов, 740) и Исаакий, сын Авраамия (там же), а также (ы)Сак, сын Якова в белорусском тексте (Роман., 18).

ЕНОХ

= Енох: Тарск. окр., Майк., 501.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от всех болезней.

( Мотивы отстреливания болезней и заключения неба и земли.

( Известны 2 Еноха - сын Каина и допотопный патриарх. Последний, согласно переводному апокрифу, был взят живым на небо (см.: СКДР, т. 1, 40-41). В " Беседе Епифания с Андреем" упоминается в одном контексте с Илией, с которым связаны в заговорах те же мотивы (см.: Щапов 1863, 15).

ИОВ

= Иов: Арх. о., Аст., 72.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от зубной боли.

( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы. Ср. Лазаря®, выступающего в том же мотиве аналогичного текста.

( Память св. Иова многострадального - известного ветхозаветного праведника - 6 мая.

ПРОРОКИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ИЛИЯ

= Илия пророк: Арх. г., Ефим. 2, 174-175; Волог. г., Срезн. 03, 152; Шерем., 51-53; Иванов, 135; Симб. г., Майк., 524-525; Южн. Сибирь, Майк., 499-500; св. Илия милостивый: Арх. г., Ефим. 2, 189-191; св. Илия: Костр. г., Вин. 1, 40-43; св. гсдрь Иль< пророк: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 493-494; чудотворец батюшка Илья пророк: Минус. о., Путилов, 52; Илья пророк: Арх. г., Забыл., 334; Майк., 528; Попов, 228, 246; Вятск. г., Майк., 503-504; Осокин, 4; Забайк. о., Майк., 543; Новг. г., Майк., 444, 530-539; Орл. г., Попов, 225, 230; Перм. г., Майк., 498; Сарат. г., Майк., 483-484; б. м., Афан. 14, 83-84; Даль, 37; Забыл., 323, 334, 346, 356; Майк., 561; Илья: Волог. г., Костр. г., Сокол., 15; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 489; б. м., Афан. 1, 471; Ефим. 2, 212; батюшка Илья: Омск. о., Майк., 501; св. пророк Илья єезвитянин: Арх. г., Майк., 577-580; (другой список предыдущего текста) Забыл., 327-334.

( 36 упоминаний.

( Помогает: найти клад; в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); в охоте на зайцев (завлекает в ловушки); улучшить урожай хлеба; улучшить урожай целебных трав; вызвать дождь и прекратить его .

Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от нечистых духов (дьявола ); младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от разбойников; от любого оружия; людей от огнестрельного оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий; скот от медведей, волков и пр.

Исцеляет: людей от всех болезней; людей от кочи (неясная болезнь, которую также выгоняет всадник на белом коне [см: Дмитриева 1982, 39]; возможно - корчи или порча); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц и нечистых духов; младенцев от уроков, сглаза, порчи, переполохов и т. п.; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; скот от всех болезней.

Избавляет от огненного змея, летающего к девице.

( Часто с Илией связаны мотивы грома и молнии, отстреливания и огненных стрел, а также заключения неба и земли (в связи с последним ср. Второзак. 11. 17., а также Агаф®, Ахав®, Агей®, Агарян®, Константин и Елена®). Постоянные атрибуты - гром, молния, огненная карета и колесница, связан с дождем, поражает демонические силы. В заговоре от сглаза и проч. посылает " тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы", которые отстреливают уроки, призоры и т. п.

( Память пророка Илии Фезвитянина 20 июля. Это - " славнейший из пророков ветхозаветных... Для обличения нечестия и идолослужения с неба низвел огонь на приготовленную жертву своими молитвами" (Солярский 1881, т. 2, 71-72).

( Согласно " Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны... ", Илия управляет погодой (Щапов 1863, 14). " Ему молятся о даровании дождя о время засухи" (Ганченко 1995, 281). Сводку материалов о его народном культе см.: Щапов 1863, 13-17; Макашина 1982.

( В белорусском заговоре Илья помогает от падучей болезни (Роман., 6), напускает тучу, огненную пелену против змеиных царя и царицы (Успенский 1982, 40). Его атрибут - белый конь.

( В богомильских источниках " Илья враждебен к людям за их грехи, он запирает небо на три года так, что не греет солнце и не идет дождь, насылает на людей оспу" (Цивьян 1977, 177). Эти тексты перешли и в восточнославянскую традицию.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

= Иоанн Креститель: Арх. г. и о., Ефим. 2, 166-168; Майк., 577-580 (др. список - Забыл., 327-334); МГУ-76, ФЭ-11: 2745; Минус. о., Путилов, 52; Новг. г., Афан. 2, 406-407; Майк., 530-539; Перм. г., Майк., 498; б. м., Забыл., 344, 355-356, 359; Тих. Лет. 5, 112; Тих. Пам., 352-353; пророк Иоанн, Креститель Господень: ркп. из Костромы, Вин. 2, 46; святый предтеча, креститель Господень Иоанн: б. м., Тих. Пам., 352; Иоанн предтеча 30, Креститель Христов: Волог. г., Шерем., 51-53; славный пророк Предтеча, Креститель Иоанн: Тих. Лет. IV, 79; Иоанн Предтеча: Арх. г., Майк., 553-555; Волог. г., Попов, 237; Вин. 1, 15-16; Костр. г., Вин. 2, 10-11; Новг. г., Попов, 239; Орл. г., Попов, 230; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; Яросл. г., Балов, 425-426; ркп. начала ХVIII в., б. м., Вохин, 490; Иаан Предтеча: Сибирь, Гром., 92; Иоанн Предтеца: старинный травник, Майк., 568-569; святой и великий Иоанн Пророк и Предтеча, Креститель Господень: Яросл. г., Майк., 464-465 (Щапов, 56); Иван Креститель: Арх. о., Аст., 55; МГУ-75, ФЭ-10: 6645; ркп. ХVII в., Новомб., 123; Иван Самокреститель: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 4165-4166; Иван Хряститель: Орл. г., Попов, 225; ангел святой хранитель Иван Предътеча: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Предтеча: ркп. ХVIII в., Сарат. г., Щапов, 58-59; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 507; Иванн Предтеча: там же, 494; Иван Предтеца: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2025-2026; ИванПятитечий: Прианг., Кляус, 8 (причислен к евангелистам, см.: Матфей, Марк, Лука, Иоанн®); ; Иван-Отс±чение честныя главы: Волог. г., Попов, 246; безглавый Иван: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87).

( 39 упоминаний.

( Имя встречается в канонической и литературной формах и в орфографическом варианте Иаан, отражающем акающее произношение. Определение безглавый явно порождено евангельским сюжетом.

( Помогает: улучшить улов рыбы; закрепляет слова.

Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; младенцев от нечистых духов (дьявола); людей от нечистых духов (дьявола); людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от стрел из луков; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий .

Исцеляет: людей от всех болезней; людей от золотухи (мотив отстреливания); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; детей от родимчика (детская болезнь); лошадей от потницы.

( Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (обезглавлен Иродом Антипой в 32 г. н. э. ) - 7 января. Усекновение его главы - 29 авг. (Иван постный).

( По " Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны... ", св. пророк Иоанн Креститель исцеляет от головных болезней (Щапов 1863, 63; Ганченко 1995, 308), " для чего имелся готовый образ в евангельском рассказе" (Яцимирский 1913, ч. 2, 44).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...