Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моисей и Елисей. Прочие ветхозаветные персонажи. Помощники и защитники (целители). Давид царь. Иосиф царь. Соломон царь. ( Моисей - пророк, широко Известный в связи с его ролью в древней израильской истории и приписываемой ему записью пятикнижия




МОИСЕЙ И ЕЛИСЕЙ

= Моисей и Елисей пророк: Симб. г., Майк., 552.

( 1 упоминание.

( Помогают: испортить чужое охотничье ружье.

( Моисей - пророк, широко известный в связи с его ролью в древней израильской истории и приписываемой ему записью Пятикнижия. Память его 4 сент. Елисей - израильский пророк, ученик и преемник Илии. Его память 14 июня.

ПРОЧИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ДАВИД ЦАРЬ

Рассматривается в рубрике " Цари ®".

ИОСИФ ЦАРЬ

Рассматривается в рубрике " Цари ®".

СОЛОМОН ЦАРЬ

Рассматривается в рубрике " Цари ®".

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

АХАВ ЦАРЬ

Рассматривается в рубрике " Цари ®".

САМСОН

= Самсон: б. м., Забыл., 356.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Известный ветхозаветный силач.

СВЯТЫЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

ГЕОРГИЙ СВ.

= Георгий Победоносец. Ссылок не приводим для экономии места. Его имя и титул имеют много вариантов. Это: Георгий Храбрый (20 упом. ): Арх., Волог., Вятск., Костр., Новг., Олон., Сарат., Симб. г., Южн. Сибирь; Георгий Победоносец (5 упом. ): Олон. г.; Вятск. о.; Георгий страстотерпец (3 упом. ): Арх., Олон. г.; Георгий Храбрый, Христов страстотерпец (2 упом. ): старинный травник; Святой Георгий (2 упом. ): Арх. г.; Св. великомученик и победоносец Георгий (1 упом. ): Арх. г.; великомученик Георгий храбрый (1 упом. ): Арх. г.; Егорий Храбрый (18 упом. ): Арх., Волог. г., Енис. г., Карелия, Костр., Минус. о., Перм., Симб., Тобольск. г.; Егорий (9 упом. ): Арх. г. и о., Волог. о., Вятск. о., Костр. г., Перм. и Симб. г. (святый); Егорий Победоносец (3 упом. ): Вятск. о., Карелия; батюшка Егорий (1 упом. ): Енис. г.; Егорий Храбрый (5): Арх. о., Костр. г.; Хоробрый(-ой) (2 упом. ): Костр. г.; Храбр (1 упом. ): Амур; Харабли [так! ] (1 упом. ): Вятск. г.; Егор(й св±т милостлиф (1 упом. ): Арх. г.; Егорей(-ий) великомученик (3 упом. ): Арх. о., Нижегор. о., Олон. г.; Егорей (2 упом. ): Олон. г.; Великий Егорей (1 упом. ): Арх. г.; Егор Храбрый (1 упом. ): Арх. о.; Егор на егорьевском коне (1 упом. ): Вятск. о.; Ягорий Пубиданосец (1 упом. ): Смол. г.; Григорей Храбрый (1 упом. ): Костр. г.; батюшка Егорушка: Вятск. о.

( Всего 86 упоминаний.

( Всего два упоминания имени Егор с усеченным окончанием, что неудивительно: такая форма воспринималась как профанная, как простой антропоним.

( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь; в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); в охоте на зайцев (завлекает в ловушки); в охоте на медведя; отыскать пропавшую скотину; сделать, чтобы скотина держалась дома; сделать, чтобы корова отдавала молоко; успокоить корову, чтобы не лягалась.

Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от врагов вообще; людей от начальства; от любого оружия; людей от собак (не бешеных); свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий; скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр. ; скот от медведей, волков и пр ; попавшегося в охотничий силок рябчика от съедения воронами.

Исцеляет: людей от всех болезней ; людей от бельма; людей от кочи (неясная болезнь, которую выгоняет всадник на белом коне [см: Дмитриева 1982, 39]; возможно - корчи или порча); людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от рожи (болезнь); людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; людей от ураза (ушиб, рана); людей от чемера (у людей боли живота или головы, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]); детей от родимчика (детская болезнь); скот от всех болезней; скот (коня) от ногтя (затвердение века, возможно, судороги); скот от чемера (по сведениям Ф. Я. Трейланда, у латышей чемером называется легкая степень колики у лошадей, при которой у животного подергиваются жилы в пахах, оно " трясется, постоянно оглядывается, брыкается и все собирается опуститься наземь, чтобы поваляться" [Трейланд 1881, 147]); скот от червей.

Поит, кормит, спасает скотину (приговор при первом выгоне).

Избавляет от огненного змея, летающего к девице.

( Иногда всадник в белой (золотой) одежде на белом (сивом, серебряном) коне, с " вострым копьем, пресвященным ножом". Может сходить с небес по золотой лестнице, сносит " триста зорь золотые, триста тетив полосные" или " 100 стрел, 100 мечей". Часто упоминается вместе с Михаилом и связан с мотивами громовых стрел, отстреливания болезней из лука, выкалывания их копьем, изгнания жезлом и кнутом. Он же всадник, повелевающий волками, старший над лесным, земляным и водяным царями, отец двух сыновей-стрельцов, отстреливающих болезни. В заговоре от бельма идет через железный мост, а за ним бегут три пса - серый, белый и черный, которые слизывают бельмо. В заговоре, чтобы корова отдавала молоко, мотив трехпудового камня, который он везет и кладет скотине " на задние хрясочки".

( Память святого великого Победоносца Георгия ( ( 303 г. ) 23 апреля и 26 ноября. Согласно житию, римский офицер, принявший христианство. По византийской легенде, победил змея и освободил девушку. Широко известна иконописная традиция изображения Георгия в виде всадника на белом коне, укрощающего или поражающего змея.

( В духовных стихах Георгий побеждает змея, спасая Елизавету Прекрасную (см.: Соколов 1995). Ср. также былину о св. Георгии Храбром (Барсов 1903, 18). В рамках восточнославянского двоеверия имел целый ряд функций. Согласно " Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны... " (Щапов 1863, 64), Георгий сохраняет скот от зверей. По сведениям А. Н. Афанасьева, " почитается покровителем стад и начальником волков, которым раздает приказания: где и чем кормиться" (Афанасьев 1914, 195). По народным представлениям, " звери - божье стадо, но ближайшим повелителем и покровителем их Бог Святого Георгия Победоносца поставил" (Ермолов 1905, 4). О Юрии и Николае - повелителях волков см.: Токарев 1957, 47, 115. Георгию повсеместно молились при первом выгоне скота в поле на Юрьев день. На Вологодщине Егорию молились о конях (Адоньева, 11). Также он считается покровителем воинов (Ганченко 1995, 258).

( В украинских заговорах Юрий - повелитель и покровитель волков (Ефименко 1869, 100); белый всадник Юрий на белом коне помогает от бельма (Ефименко 1869, 90; 1874, № 29, с. 9-10), его сопровождают " три хорты" (Стороженко, 37). Ср. также украинский заговор от волков в: Ястребов 1894, 11, 32. В белорусских заговорах святый Юрай-Ягорай - всадник на белом (сером) коне, повелитель волков (Романов 1891, 45-47).

( Георгий-Юрий для всех славянских народов - покровитель полей (урожая), скота (приплода), семейного благополучия (Шаповалова 1974, 134; ср. также Демидович 1896, 95). Ср. также волков и коня как постоянные атрибуты Одина-Вотана: волков ему приносили в жертву (см.: Гамкрелидзе, Иванов 1984, т. 2, 487). О культе волка у славян и в сопредельных регионах и его связи с близнечными мифами см.: Иванов 1977, 152-164. Культ волка распространен и у тюркских народов. Ср. балтийского Усиня, соотносимого со славянским о(а)всенем, и его белого коня (см.: Вольтер 1890, 16-43) и вообще представления о балт. вsiГУ и др. -инд. UХas, покровительствующих лошадям и защищающих их от волков (Елизаренкова, Топоров 1964, 76; Топоров 1988, 20-21).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...