Иосиф обрученный. Кирилл митрополит. Созонтей св. Офонасей св. Труфан и Руфан свв. Феоклист св. Помощники и защитники (целители)
ИОСИФ ОБРУЧЕННЫЙ Обрученный Иосиф: Арх. г., Ефим. 2, 144 (Песк., 150). ( 1 упоминание. ( Помогает: навести красоту девице. ( Иосиф Обручник, плотник, с которым была обручена Мария, будущая Богородица. ( Ср. " св. муж Иосиф" в украинском заговоре (Иванов, 742). КИРИЛЛ МИТРОПОЛИТ = Митрополит Кирилл: Арх. о., Ив., 25 (ср. Кирилл св. ®). ( 1 упоминание. ( Помогает: усмиритьбуяна. ( Возможно, преп. Кирилл, епископ Туровский ( ( 1182). СОЗОНТЕЙ СВ. = Св. Созонтей: Тобольск. г., Майк., 545-546. ( 1 упоминание. ( Помогает: в охоте на птиц. ( Память мученика Сазонта 7 сент. ОФОНАСЕЙ СВ. = Офонасей: б. м., Зенб., 5. ( 1 упоминание. ( Вероятно, отражение оканья. ( Помогает улучшить приплод скота. ( Вероятно, преп. Афанасий, затворник Печерский, монах Киевского Печерского монастыря, ( 1264 г., пам. 2 дек. (СИ, 39). Впрочем, только Русской церковью канонизированы 4 Афанасия, всего же в году 9 Афанасьевых дней. ТРУФАН И РУФАН СВВ. = Святые Труфан и Руфан: Тобольск. г., Майк., 545-546. Ср. Трифон св. ®. ( 1 упоминание. ( ( Таких святых нет в месяцесловах. Имя Труфан, возможно, является ранней передачей rpeч. IDbNT< @H, более известного в форме Трифон. Вариант с У упомянут в " Алфавитаре... " Федора Поликарпова (1701, л. 7), где сказано прямо: " Вмhстw V, не глаголи U, " кw Mapтvрїй, а не Мартuрїй...... Трvфwнъ, а не Трuфонъ" (Успенский 1969, 249). Гласный А во втором слоге можно объяснить из разговорной формы Триф(н (см. там же, 324). ИС Руфан, вероятно, претерпевшее фонетические изменения ради фольклорной рифмовки, может восходить к имени св. Руфина (10 марта и 6 июля) или апостола Руфа (8 апр. и 6 июля). ( Помогают: в охоте на птиц. ФЕОКЛИСТ СВ.
= Феоклист: Арх. г., Ефим. 2, 140. ( 1 упоминание. ( ( Такого имени нет в месяцесловах. Очевидно, возникло в результате диссимиляции согласных из ИС Феоктист (память преп. єеоктиста 4 янв. и 3 сент. ). В греческом синаксаре святогорца Никодима под 26 февр. упомянут муч. єеоклит, не включенный в месяцесловы Русской церкви (Сергий 1901, т. 1, 649). Среди греч. святых, не упомянутых в полных славянских святцах, есть муч. єеокл (Сергий 1901, т. 2, 653). ( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) КОСМА И ДАМИАН СВВ. = Кузьма и Демьян: Костр. г., Вин. 1, 73; Нижегор. г., Попов, 226; Новг. г., Майк., 504-505, 507; Прианг., Кляус, 8; Кузьма и Демьян, св. угодники: Арх. г., Ефим. 2, 214; Волог. г., Попов, 229; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 1922, 1934, 4549-4550; Кузьма-Демьян - наместный бог: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; Кузьма и Демьян, бессребренник Христов: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8223; честные святые Кузьма и Демьян: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8650; Козьма и Демьян, святители Христовы: б. м., Ефим. 2, 205; Майк., 493; Козьма и Демьян: Орл. г., Попов, 237; Тоб. г., Скалоз., 10; б. м., Майк., 466; Казьма и Дамиан: Тульск. г., Майк., 747; Коссма и Дамиян, св. угодники: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Козма и Дамьян: Костр. г., Вин. 1, 40-43; Козма и Домиян: ркп. из Костромы, Вин. 2, 44-45; Козьма и Демиан: Забайк. о., Майк., 469; Козма и Дамиян: б. м., Волог. г., Вин. 1, 14; ркп. ХVIII в. из Костр. г., Вин. 2, 39-40; б. м., Вин. 1, 22-24; Козьма и Дамиян: б. м., Вин. 1, 24-25; Кузьма и Дамиан: Костр. г., Вин. 2, 80; б. м., Забыл., 356; Кузьма-Девьян (так! ): Костр. г., Вин. 1, 74; Козьма и Дамиан: б. м., Майк., 492; Козма и Демьян: Арх. г., Ефим. 2, 169-170; Козьма и Дамиан, бессребренники Христовы: Олон. г., Майк., 471; б. м., Рыбн., 254-255; Козьма и Демиян: Арх. г., Ефим. 2, 149-150; Кузма, Демян, великие помощники: Амур, Азад., 013; свет КозмаДемиян: Волог. г., Срезн. 03, 155; Сты' гсдри Козма и Дами< н чюдотворцы: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 488; Кузьма и Дамиан, св. безсребренникы: Смол. г., Добр., 209; (бессребренники) Яросл. г., Балов, 427; Козма и Дамиан, св. бессребренники и чудотворцы: б. м., Забыл., 388; Козма и Дамиан: Волог. г., Иванов, 135; Козма и Дамиін, святые государи бессребренники, учители и наказатели и наставники и заступники и сохранители: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496, 504-505, 507; святой честной Козма и Дамьян, хитромудрыя мастеры: б. м., Рыбн., 254-255; Кузьма и Демьян, ремесленный бог и бессребренник Христов: Арх. о., Смирн., 23; Косьма и Дамiан: б. м., Щуров, 164; Косьма и Демьян: б. м., Даль, 37. Сливаясь в один персонаж, могут выступать в качестве третьего ангела-помощника ( + Михаил и Гавриил) в заговоре от болезней (Попов, 226).
( 49 упоминаний. ( Встречаются старая каноническая (Козма), литературная (Кузьма) и различные разговорные формы. Современная каноническая форма обнаружена только в орфографическом варианте Коссма. ( Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь; в охоте; закрепляют слова. Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр . (мотив железного тына); людей от нечистых духов (дьявола); от любого оружия; людей от стрел из луков; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от колдунов, нечисти, порчи, болезни и пр .; охотничьи ловушки; Исцеляют: людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от золотухи; людей от зубной боли (преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги); скот от чемера (по сведениям Ф. Я. Трейланда, у латышей чемером называется легкая степень колики у лошадей, при которой у животного подергиваются жилы в пахах, оно " трясется, постоянно оглядывается, брыкается и все собирается опуститься наземь, чтобы поваляться" [Трейланд 1881, 147]). ( В заговоре от крови мотив их (точнее ЕГО - святые нередко воспринимаются как один персонаж Кузьма-Демьян) меньшой сестры, с которой вместе помогают остановить кровь. Могут висеть или стоять на дереве (см.: Карколист®) ( Память чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана в Риме мучеников - 1 июля, мучеников бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Киликии - 17 окт., бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, иже от Асии, и матери их Феодотии - 1 нояб. " В научной литературе различаются, видимо, по месту погребения, три пары братьев-святых с этими именами: Косма и Дамиан асийские (празднование 1 нояб. ), аравийские (17 окт. ) и римские (1 июля). Общими для всех трех пар являются близкое родство и занятия: они родные братья и бескорыстные целители" (СКДР, т. 1, 154).
( Согласно " Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны... ", они просвещают разум к учению грамоте (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 175); по народным воззрениям - патроны каллиграфии (там же, 69). Они упомянуты в зубной молитве священномуч. Антипы (Тих. Пам., 356). ( Ср. " праздничек" Кузьма Дземян, к которому обращаются в белорусских заговорах (Роман., 31 и мн. др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|