4. Наблюдение.. Личная творческая карта.
4. Наблюдение. Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов: - оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния); - наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи; - в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика; - наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей: - личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении) - учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеобразовательной программы).
Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся: - дневник педагогических наблюдений; - диагностические, оценочные карты.
Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с обучающимися младших школьников. Для оценки работы обучающихся можно использовать следующие цвета:
красный - работает самостоятельно, в быстром режиме; желтый - выполняет задания, соблюдая все требования; зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки; синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей; фиолетовый - слабо справляется с заданием. Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки обучающегося, требующие особого внимания. Диаграмма и график успеваемости. На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% - максимальный показатель), при помощи пяти или даже трехбалльной шкалы – низкая, средняя, высокая. Круговая диагностическая карта. Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности. Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует – все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями. Папка достижений. Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.
Творческие программы. Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия. Личная творческая карта. 1 страница - Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия руководителя, дата начала и окончания обучения. 2 – и т. д. страница – данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, конкурсах.
Необходимо установить контакт между педагогом и ребенком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание. Обследование проводится 15 - 30 минут (в зависимости от возраста и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания. Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться. Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|