Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 10. Способы преодоления негативных. Таблица Перевода полученных по каждой шкале сырых баллов в стэны. Уровни. «сырые» Баллы по шкалам




Приложение 10

|

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ

СИТУАЦИЙ (СПНС) [9]

Название: методика «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС).

Автор: методика разработана С. С. Гончаровой (2006 г. ) на основе Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций», созданного в рамках проблемно-ориентированной психотерапии.

Контингент испытуемых: юноши и девушки 14–17 лет.

Предмет диагностики:

в терминах рубрикатора: способы преодоления негативных ситуаций;

в терминах авторов методики: способы и стратегии (комбинация способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере) психологического преодоления негативных ситуаций.

Операциональный статус: стандартизированный личностный опросник.

Сопряженные практические задачи: нет.

Компетентность исполнителя: профессиональный психолог.

Комплектность, состав методики:

стимульный материал, ключи, нормы: стимульный материал методики представляет собой бланк, содержащий 25 утверждений, объединенных в 5 шкал, и 5-балльную шкалу оценки частоты применения указанных способов поведения в негативных ситуациях. Методика содержит ключ и нормы;

сведения о надежности и валидности: шкалы имеют приемлемые показатели ретестовой надежности, а измеряемые ими признаки являются стабильными и устойчивыми к перетестированию: «п оиск поддержки» – r = 0, 678, р < 0, 01; «повышение самооценки» – r = 0, 727, р < 0, 01; «самообвинение» – r = 0, 565, р < 0, 01; «анализ проблемы» – r = 0, 642, р < 0, 01; «поиск виновных» – r = 0, 727, р < 0, 01. Дискриминантная и конвергентная валидность опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) оценивалась с помощью опросников: копинг- поведения E. Heim; «Индекса жизненного стиля» (LSI) R. Plutchik и H. Kellerman, адаптация Е. Б. Клубовой; «Социально-психологической адаптации» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптация – А. К. Ос ниц кого. Опросник СПНС и опросник E. Heim имеют умеренную поло жительную корреляцию между собой (г = 0, 672, р < 0, 01). Между СПНС и методикой диагностики «Индекса жизненного стиля» (LSI) получена статистически значимая положительная корреляционная связь – r = 0, 492, р < 0, 05. Были получены значимые корреляционные связи между шкалами опросников СПНС и СПА.

Оборудование: регистрационный бланк.

Теоретические положения: в основе создания методики лежит Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций», который разработан в рамках проблемно-ориентированной психотерапии, теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А. Бек, К. Дернер), копинга и стресса (Р. Лазарус). Ход работы: испытуемым выдается регистрационный бланк и предлагается следующая инструкция: «подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке ответов те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях».

Обработка результатов: обработка результатов осуществляется в соответствии с приведенным ниже ключом. Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу.

Пункту 10 в шкале «поиск виновных» присваивается обратное значение.

0 1 2 3 4. 4 3 2 1 0.

Полученные по каждой шкале сырые баллы переводятся в стэны.

Ключ

Наименование шкалы Пункты, составляющие шкалу Количество пунктов
Поиск поддержки 3, 4, 5, 14, 22
Повышение самооценки 1, 6, 8, 9, 11, 17, 20, 21
Самообвинение 7, 15, 18, 23, 24
Анализ проблемы 2, 10, 12, 13, 16
Поиск виновных -10, 18, 19, 25

Таблица перевода полученных по каждой шкале сырых баллов в стэны

Уровни

«Сырые» баллы по шкалам

Поиск  поддержки Повышение самооценки Самообвинение Анализ проб лемы Поиск винов ных

Низкий

3–7 2–5
1–2 8–9 1–2 6–7
3–4 10–11 2–3

Средний

5–6 12–13 4–5 9–10
14–15 6–7 5–6
8–9 16–17 8–9 12– 3
10–11 18–20 8–9

Высокий

12–13 21–22 11–12 15–16
14–15 23–24 13–14 11–12
16 и более 25 и более 15 и более 18 и более 13 и более

Интерпретация результатов:

Шкала «поиск поддержки». Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегий преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экс тернальным локусом контроля.

Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний.

Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье, благополучие человека. В то же время она может иметь не только позитивный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным:

А) оказанием поддержки;

Б) поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других.

Шкала «повышение самооценки». Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Тем не менее, главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни помогают справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки «эмоциональный комфорт», достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение ее серьезности», за счет юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а также подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом наивном или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.

Шкала «самообвинение». Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной сфере и эмоциональной. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающимися с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным.

Стратегия положительно связана со стратегией «поиск виновных». Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос: «кто виноват? ». В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос – «я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «виноваты другие», – предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.

Шкала «анализ проблемы». Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению, цель которого обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуацией и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а также ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», то есть не поиск поддержки, а ее принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими.

Шкала «поиск виновных». Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения, плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких. Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием ее на других и на ситуацию в целом, а также снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелирует с дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...