Приложение 10. Способы преодоления негативных. Таблица Перевода полученных по каждой шкале сырых баллов в стэны. Уровни. «сырые» Баллы по шкалам
Приложение 10
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ (СПНС) [9] Название: методика «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Автор: методика разработана С. С. Гончаровой (2006 г. ) на основе Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций», созданного в рамках проблемно-ориентированной психотерапии. Контингент испытуемых: юноши и девушки 14–17 лет. Предмет диагностики: • в терминах рубрикатора: способы преодоления негативных ситуаций; • в терминах авторов методики: способы и стратегии (комбинация способов преодоления, которые определяются как действия человека, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, и разворачиваются в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере) психологического преодоления негативных ситуаций. Операциональный статус: стандартизированный личностный опросник. Сопряженные практические задачи: нет. Компетентность исполнителя: профессиональный психолог. Комплектность, состав методики: • стимульный материал, ключи, нормы: стимульный материал методики представляет собой бланк, содержащий 25 утверждений, объединенных в 5 шкал, и 5-балльную шкалу оценки частоты применения указанных способов поведения в негативных ситуациях. Методика содержит ключ и нормы; • сведения о надежности и валидности: шкалы имеют приемлемые показатели ретестовой надежности, а измеряемые ими признаки являются стабильными и устойчивыми к перетестированию: «п оиск поддержки» – r = 0, 678, р < 0, 01; «повышение самооценки» – r = 0, 727, р < 0, 01; «самообвинение» – r = 0, 565, р < 0, 01; «анализ проблемы» – r = 0, 642, р < 0, 01; «поиск виновных» – r = 0, 727, р < 0, 01. Дискриминантная и конвергентная валидность опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) оценивалась с помощью опросников: копинг- поведения E. Heim; «Индекса жизненного стиля» (LSI) R. Plutchik и H. Kellerman, адаптация Е. Б. Клубовой; «Социально-психологической адаптации» (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптация – А. К. Ос ниц кого. Опросник СПНС и опросник E. Heim имеют умеренную поло жительную корреляцию между собой (г = 0, 672, р < 0, 01). Между СПНС и методикой диагностики «Индекса жизненного стиля» (LSI) получена статистически значимая положительная корреляционная связь – r = 0, 492, р < 0, 05. Были получены значимые корреляционные связи между шкалами опросников СПНС и СПА.
Оборудование: регистрационный бланк. Теоретические положения: в основе создания методики лежит Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций», который разработан в рамках проблемно-ориентированной психотерапии, теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А. Бек, К. Дернер), копинга и стресса (Р. Лазарус). Ход работы: испытуемым выдается регистрационный бланк и предлагается следующая инструкция: «подумай, что ты делаешь, когда случаются негативные ситуации (это ситуации, когда ты сталкиваешься с определенными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, ты чувствуешь внутреннее напряжение и беспокойство). Отметь в бланке ответов те способы преодоления, которые ты используешь в негативных ситуациях». Обработка результатов: обработка результатов осуществляется в соответствии с приведенным ниже ключом. Для получения «сырых» показателей по шкале нужно просуммировать ответы респондента на каждый пункт, входящий в шкалу. Пункту 10 в шкале «поиск виновных» присваивается обратное значение. 0 1 2 3 4. 4 3 2 1 0. Полученные по каждой шкале сырые баллы переводятся в стэны. Ключ
Таблица перевода полученных по каждой шкале сырых баллов в стэны
Интерпретация результатов: Шкала «поиск поддержки». Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегий преодоления «поиск поддержки», характеризуются ведомостью и экс тернальным локусом контроля. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний. Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье, благополучие человека. В то же время она может иметь не только позитивный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным: А) оказанием поддержки; Б) поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладыванием ответственности за разрешение ситуации на других. Шкала «повышение самооценки». Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации, направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Тем не менее, главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни помогают справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки «эмоциональный комфорт», достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение ее серьезности», за счет юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а также подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом наивном или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.
Шкала «самообвинение». Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной сфере и эмоциональной. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающимися с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным. Стратегия положительно связана со стратегией «поиск виновных». Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос: «кто виноват? ». В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос – «я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «виноваты другие», – предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.
Шкала «анализ проблемы». Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению, цель которого обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуацией и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а также ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», то есть не поиск поддержки, а ее принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «доверяю людям, способным оказать поддержку и помощь, они знают, что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и с близкими. Шкала «поиск виновных». Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения, плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких. Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием ее на других и на ситуацию в целом, а также снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелирует с дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|