Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимульный материал. Текст опросника. Приложение 13. Диагностика суицидального 




Стимульный материал

Текст опросника

1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

2. Вас часто одолевают мрачные мысли.

3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

5. Вам определенно не везет в жизни.

6. Работать Вам стало труднее, чем раньше.

7. Большинство людей довольны жизнью более, чем Вы.

8. Вы считаете, что смерть является искуплением.

9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

12. Вы считаете себя обреченным человеком.

13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.

17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.

19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.

20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.

24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы.

28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете мысли об этом выкинуть из головы.

29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Приложение 13

|

ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО 

ПОВЕДЕНИЯ [12]

Название: Методика диагностики суицидального поведения.

Автор: М. В. Горская.

Контингент испытуемых: подростковый возраст.

Предмет диагностики:

в терминах рубрикатора: суицид;

в терминах автора методики: суицидальное поведение.

Операциональный статус: комплекс диагностических методик, адаптированных М. В. Горской.

Сопряженные практические задачи: уровень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.

Компетентность исполнителя: профессиональные психологи.

Комплектность, состав методики:

стимульный материал, ключи, нормы: методика включает опросный лист, состоящий из 40 предложений, которые предлагается оценить, насколько они подходят испытуемому. Методика содержит ключ и нормы;

сведения о надежности и валидности: в литературе не приводятся. Оборудование: бланк ответов испытуемого.

Теоретические положения: как считает ряд зарубежных и отечественных психологов, причины суицидального поведения сложны и могут лежать в биологических, генетических, психологических и с оциальных сферах (А. Г. Амбрумова, Л. Я. Жезлова, Э. Дюркг ейм, В. А. Тихоненко, Э. Шнейдман и др. ). Большой интерес для нас представляют труды Ю. А. Александровского, В. Т. Кондр а шенко, В. С. Ефремова, А. Е. Личко, В. Франкла, З. Фрейда [1; 3; 5].

Рассматривать формирование суицидального поведения можно с разных сторон, основываясь на ряде концепций: психопатологической, социологической и социально-психологической.

Психопатологическая сторона рассматривает суицид как проявление острых или хронических психических расстройств, на основе этого была предпринята попытка выделить суицид как отдельную нозологическую единицу – суицидоманию, но достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не была выявлена.

Социологическая сторона рассматривает суицид в непосредственной связи с социальными условиями (политическая ситуация в стране, экономическая ситуация, развитие религиозного сознания общества и др. ), в основе этого лежит учение Э. Дюркгейма об «аномии» – нарушении в ценностно-нормативной системе обществ.

Социально-психологическая концепция объясняет суицидальное поведение социально-психологическими и индивидуальными факторами (потеря смысла жизни, социально-психологическая дезадаптация личности в условиях микросоциального конфл икта и т. д. ).

При разработке батареи методик, посвященных диагностике суи цидального поведения, М. В. Горская руководствовалась моделью суицида А. Г. Амбрумовой. А. Г. Амбрумова считает, что суицидальное поведение, то есть весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях пере жи ваемого микросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суи цидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения.

Анализ вариантов суицидального поведения позволил М. В. Горской сделать вывод о личностных особенностях подростков, расположенных к такому типу поведения: повышенная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения задачи.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» – 40 % случаев; «заставить пожалеть о плохом отношении» – 30 %; «показать, как ты любишь другого» или «выяснить, любят ли тебя» – 25 %; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» – 25 % и, наконец, 18 % случаев – это «призыв, крик о помощи».

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, уходе, выключении из тяжелой жизненной ситуации.

Когда совершается попытка суицида демонстративного характера, агрессия подростка направлена вовне: отомстить, навредить, заставить страдать кого-либо, привлечь к ответственности и т. п. Среди подростков с суицидальными попытками преобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационными реакциями. При этом действительное желание смерти отсутствует.

В случаях завершенных суицидов преобладает агрессия против собственного «Я». Желание умереть связано с потерей жизненного смысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истинных, завершенных суицидов характерны: наличие предсуицидального периода; продолжительность конфликтной ситуации; психологический дискомфорт; незащищенность, психологическое одиночество; нарушение психологии жизненной среды; ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях; отсутствие желания жить.

От пассивных рассуждений типа «Зачем я проснулся? », «Так плохо, что нет сил», «Я никому не нужен» и т. д. человек переходит к обдумыванию суицидального замысла. В предсуицидальной ситуации особую роль играет повод. Однако у большинства нет желания умереть. Они ждут от акта, ведущего к смерти, чего-то, что избавит их от страданий, а не самой смерти.

В суицидных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее, такие попытки могут закончиться трагически.

В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией, основной смысл его последнего действия – уход, отказ от борьбы, псевдоразрешение проблемы.

Ход работы: опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.

Инструкция: напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подх одит – 0.

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» – 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...